Артиллерист Вячеслав Орман раскрыл четыре важных на фронте навыка

Командир танка Вячеслав Орман автоматический огонь не любил, знал наверняка, что все мишени поразит одиночными. По его словам, это ведь гораздо лучше, чем палить очередями и промазать.

Артиллерист Вячеслав Орман раскрыл четыре важных на фронте навыка
© Российская Газета

"Я тебя на "губу" отправлю! - заявил командир полка, вызвав к себе танкиста. - Команда была очередями!".

"Ты в каком звании?" - услышав заявление комполка, спросил у меткого Ормана заместитель министра обороны СССР маршал Москаленко.

- "Сержант".

- "Старшина! - сказал маршал и посмотрел на командира воинской части. - Вам ясно? Старшина!".

Прошло 40 лет. Инженер из Тулы Вячеслав Маркович внимательно следил за новостями с Донбасса…

"Орман" с немецкого означает "братская дружба". Дня не проходило, чтобы не вспоминал своих братьев по оружию со срочной службы. И чем дальше, тем все явственнее понимал, что пришла пора снова обрести боевых товарищей, рассказывает он.

Сегодня за спиной у "Бормана", как окрестили его сослуживцы, два года и три месяца участия в СВО, на груди государственные и ведомственные награды - медали "За отвагу" и Жукова, "За боевые отличия" и "Участнику специальной военной операции". А еще 17 осколков от вражеской шрапнели и второй День рождения, который он теперь празднует 24 октября. Если бы не навыки, закрепленные на службе по призыву, скрупулезность в наведении орудия и экономность в расходовании боеприпасов, то, видимо, не довелось бы с Вячеславом Марковичем познакомиться.

"Противник ответным огнем постоянно пытался уничтожить наши расчеты, "Борман" с товарищами оказывался на шаг впереди. Наши наводились точнее, стреляли быстрее, опережали артиллерию противника и этим сохранили себе жизнь, - говорит заместитель командира гаубичного артиллерийского дивизиона по военно-политической работе офицер с позывным "Комиссар". - И не только себе, но и многим гражданским, ни в чем не повинным людям… Враг стреляет, особо не разбираясь, разрушает населенные пункты. По Брилевке (Херсонская обл., - прим. "РГ"), где мы сейчас находимся, одних "Хаймерсов" было выпущено больше двух десятков".

Многих трагедий удалось избежать благодаря работе артиллеристов 70-й мотострелковой дивизии, в частности, накануне выборов президента страны весной 2024 года. Враг вознамерился сорвать голосование в прифронтовых населенных пунктах, наши бойцы не дали этого сделать - десятки орудий ВСУ, складов с боеприпасами, пунктов управления БПЛА были уничтожены.

Тогда противник ударил по зданию администрации в Брилевке из РСЗО. Ракета прошила крышу, перекрытия, ушла глубоко под землю, но не взорвалась. Избирательная комиссия переместилась в резервный штаб и продолжила работу.

Защищая жителей от террора ВСУ, мотострелковый полк 70-й дивизии оказывает администрации помощь в обеспечении ветеранов и пожилых людей гуманитаркой, стройматериалами, в восстановлении разрушенных дронами крыш. На днях полк помог маме-одиночке и ее сыну с ДЦП, подарив специальную инвалидную коляску.

Террор ВСУ в отношении населения, к сожалению, продолжается. На днях 80-летней бабушке в огород возле кухни прилетел дрон-камикадзе, побил шифер, окна. Женщина погибла. "Видимо, бабушка знала какую-то военную тайну", - сетует начальник Брилевского территориального отдела Анатолий Приходько.

В 2023 году, налаживая боевую работу своего расчета, Вячеслав Маркович сформулировал правила, которые, по его словам, бойцу всегда необходимо держать в голове. Их начальные буквы составили аббревиатуру СССР: 1. Слушать; 2. Слышать; 3. Соображать; 4. Разбираться.

"В чем особенность наших добровольческих подразделений? Кто-то был директором, кто-то офицером полиции, кто-то бизнесменом... Приходилось говорить: ребята, со своим уставом в чужой монастырь не ходят", - говорит "Борман".

Ниже подробнее о сформулированном артиллеристом правиле "СССР".

Первое - слушайте любой шум. "Воздух", "выходы", где "ответка", а где случайный приход. Слушайте друг друга! Ведь каждому важно, чтобы выслушали. У нас шесть человек, которые работают с пушкой. Если мы друг друга не будем слушать, не будет работы.

Второе - нужно слышать. В первую очередь слышать командиров, что именно говорят, стараться приложить максимум усилий, чтобы исполнить команду быстро, точно и в срок, не позволять фамильярности и многословия в ответ.

Третье - соображать. Я своим номерам расчета так говорю, чтобы было доходчиво: если забиваешь гвоздь, надо думать о гвозде, а не о бабах, - поясняет Борман. - То есть если стреляешь из орудия - надо думать о поражении цели, о своей работе и ни о чем другом! Должна быть слаженность. А у нас что раньше получалось: поступила команда полным зарядом - это значит полным! А не тем, который ближе к тебе лежит…

Четвертое - разбираться. Необходимо в совершенстве владеть материальной частью, знать ее как "Отче наш". Если я наводчик - то я наводчик! Если снарядный - значит, снарядный! Скользит палка-досылатель - обмотай резиной, чтобы не скользила… На позиции нет мелочей, нет мелочей в маскировке орудия. Именно поэтому мы регулярно поднимаем дрон, смотрим сверху, все ли хорошо замаскировано.

Опять же, взрыватели должны быть соответствующие! Когда стреляли агитационными снарядами, залистовывали вражеские позиции - ставили специальные взрыватели, чтобы листовки не горели, а корпус снаряда раскрывался, как положено…

Лишь только в артиллерийском расчете все уяснили себе правила, пошла безупречная работа: выстрел - поражение, выстрел - поражение. Однажды выпустили 43 снаряда, уничтожили чертову дюжину целей. А на 14-ю цель - выкатившийся танк - снаряда не хватило…

В госпитале в Каланчаке выяснилось, что 30 тысяч рублей и банковская карта, хранившиеся в нагрудном кармане, вполовину прошиты тремя осколками, которые летели прямо в сердце.

Три дня Орман не разговаривал, восстанавливаясь от пережитого. Затем принесли ему инвалидную коляску, костыли, чтобы перевезти в палату. "Да что я, не мужик что ли?!".

Стойкости Вячеслава Марковича был поражен даже видавший виды медперсонал. "После таких ранений никто сам передвигаться не может! - сказал главврач, не веря своим глазам. - Настоящий герой!".

Потом были госпитали в других городах, реабилитация, отпуск, и снова долгая, кропотливая боевая работа.

Дочери Ольга и Виктория, а также внуки гордятся своим дедом и рады, что он возвращается домой. Хочется поздравить ветерана с 65-летием и пожелать ему успехов в грядущей военно-патриотической работе.