Ставка на морские беспилотники: Балтика как «военно-морской полигон» НАТО
В начале августа министр обороны России Андрей Белоусов проинспектировал военную инфраструктуру Балтфлота. Балтийское море сегодня становится зоной повышенной напряженности. В регионе неуклонно растет активность НАТО, отмечаются попытки ограничить свободу судоходства для кораблей, следующих в российские порты. Даже ветрогенераторы на Балтике используются западными странами как база для размещения военных средств разведки. Одной из приоритетных задач в российском Минобороны также называют защиту от атак беспилотных аппаратов. Новые угрозы со стороны НАТО на Балтийском море и контрмеры России проанализировал кандидат географических наук, директор Центра зарубежного регионоведения и страноведения Института геополитических и региональных исследований Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта Юрий Зверев.
Милитаризация региона Балтийского моря со стороны НАТО стартовала еще с принятием в альянс сначала Польши (в 1999 г.), а потом и стран Прибалтики (в 2004 г.). Новые витки спирали милитаризации последовали после госпереворота в Киеве и возвращения в Россию Крыма и Севастополя в 2014 г. и после начала СВО в 2022 г. Балтийский регион и Балтийское море на наших глазах превращаются в одну из главных арен конфронтации России и НАТО.
Новая активизация альянса здесь связана прежде всего с тем, что Россия побеждает в ходе СВО, а ВСУ терпит очевидное поражение. Это осознают даже на Западе. Так, по словам одного высокопоставленного чиновника Белого дома, «президент [Дональд Трамп] считает, что Россия победит, вопрос лишь в том, сколько времени это займет». Но публично признавать поражение в прокси-войне, ведущейся чужими руками, у Запада пока особого желания нет. Хочется продлить боевые действия и продолжать извлекать из них прибыль, по возможности переложив основную нагрузку с США на Европу. Поэтому глобалистские элиты, которые затеяли этот конфликт, чтобы ослабить Россию, а в идеальном для себя случае нанести ей стратегическое поражение, всячески стараются его затянуть. Они пытаются отвлечь внимание, силы и ресурсы нашей страны на другие потенциальные ТВД, в частности, на Балтику.
На Балтике делается попытка, прежде всего, ослабить экономический и военно-промышленный потенциал России путем создания проблем для экспорта российских энергоресурсов в дружественные государства. Отсюда шумиха вокруг российского «теневого» танкерного флота, попытки остановить движение танкеров с российской нефтью под предлогами «борьбы за экологию», доходящие уже и до попыток их пиратского захвата. Ведутся разговоры о морской блокаде для российских судов Финского залива, Калининграда и Датских проливов.
В этой атмосфере очень «удачно» для НАТО с октября 2023 г.[1] на Балтике произошло несколько инцидентов, связанных с повреждениями подводных кабелей связи, в которых немедленно и бездоказательно обвинили Россию. Хотя в этом случае стоило бы воспользоваться старым римским правилом «ищи, кому это выгодно»: уж явно не России, зачем ей своими руками создавать еще один фронт против себя? А вот НАТО, воспользовавшись ситуацией (а, скорее всего, намеренно создав ее), приступила к наращиванию на Балтике своего военно-морского присутствия. В данной статье я рассмотрю только один, но очень важный, аспект этого присутствия – развертывание в Балтийском море морских беспилотных систем НАТО и то, как на него отвечает Россия[2].
Беспилотники и программа НАТО «Балтийский часовой»
Итак, в январе 2025 г. НАТО запустила Программу бдительности «Балтийский часовой» (Vigilance Activity «Baltic Sentry»), как было заявлено – для повышения ситуационной осведомленности и сдерживания враждебных действий.
Действия кораблей союзников на Балтике координируются Командиром оперативной группы «Балтика» (Commander Task Force-Baltic/CTFB) в Ростоке (Германия). Это новый тактический штаб ВМС Германии, приступивший к выполнению своих обязанностей 1 октября и официально открытый 21 октября 2024 г. Усилия по защите и обеспечению безопасности жизненно важных подводных объектов поддерживают Морской центр НАТО по безопасности критически важной подводной инфраструктуры (NATO´s Maritime Centre for the Security of Critical Undersea Infrastructure/CUI)[3] и Сеть критически важной подводной инфраструктуры НАТО (NATO´s Critical Undersea Infrastructure Network)[4].
Особое место в миссии Baltic Sentry отводится морским беспилотным системам. Как было заявлено, в состав Baltic Sentry будет включено не менее 20 беспилотных морских аппаратов. Так, например, Германия задействовала для патрулирования Балтийского моря подводный беспилотник Blue Whale («Синий кит»), произведенный израильской фирмой ELTA Systems (рис. 1). Автономный подводный беспилотник веслом 5,5 т и длиной 10,9 метра, который движется со скоростью 7 узлов на глубине до 300 метров, может использоваться для обнаружения подозрительных судов и обнаружения мин. Аппарат оснащен гидролокатором с синтезированной апертурой для получения изображений морского дна с высоким разрешением и гидролокатором с боковой решеткой для обнаружения других судов. Он также оснащен буксируемым гидролокатором. Blue Whale способен автономно работать на электротяге под водой в течение 10-30 дней.

Рис. 1. Автономный подводный беспилотник Blue Whale. Фото: Elta Systems.
5 февраля 2025 г. было объявлено о создании оперативной группы X (Task Force X), подчиняющейся Командованию Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО по трансформации (Allied Command Transformation/ACT) (Норфолк, штат Вирджиния, США). Ее задача – ускорить приобретение, разработку и интеграцию беспилотных морских систем в военно-морские операции.
Первоначально оперативная группа X была развернута на Балтике как оперативная группа X «Балтика» (Task Force X Baltic/TFXB). Но со временем эта структура будет перестраиваться таким образом, чтобы ее можно было применять и масштабировать в разных регионах, сферах и для решения разного набора проблем в соответствии с потребностями союзников по альянсу.
С 17 по 20 февраля 2025 г. в рамках инициативы Task Force X НАТО провело учения с участием беспилотных катеров в водах Дании. В учениях, которые включали интеграцию пилотируемых и беспилотных средств в боевые стрельбы и тактические маневры, также приняли участие корабли из Постоянной военно-морской группы НАТО 1 (NATO’s Standing NATO Maritime Group 1) и из состава Королевских ВМС Дании и ВМС Германии.
В июне 2025 г. американская компания Saildrone направила четыре беспилотных судна Voyager для проведения их оперативных испытаний Военно-морскими силами Дании в Балтийском и Северном морях. Эта испытательная кампания является частью более масштабной инициативы по интеграции беспилотных систем в оборонную архитектуру Дании. Оперативным центром для миссий на Балтике и в Северном море для поддержки датских и союзных клиентов компании станет новый офис Saildrone Denmark, который будет расположен в центре Копенгагена.
Беспилотные корабли Voyager (рис. 2), предназначенные для разведки и рекогносцировки, имеют длину 10 метров, развивают крейсерскую скорость 5 узлов, работают на энергии ветра и солнца[5] и могут осуществлять автономное плавание в течение более трех месяцев. На корабле установлены цифровой радар, система автоматической идентификации (AIS), тепловизионная камера для обнаружения и классификации морских целей и пассивные подводные акустические датчики. Беспилотник оснащен многолучевым гидролокатором для картирования морского дна на глубине до 300 метров.

Рис. 2. Беспилотные надводные аппараты Voyager, развернутые Данией в Балтийском море. Фото: James Brooks/AP.
С 9 по 27 июня 2025 г. Командование ОВС НАТО по трансформации провело серию оперативных демонстраций, в ходе которой более 40 морских беспилотных систем[6] производства Франции, Германии, Великобритании и США прошли стресс-тесты для оценки их эффективности в условиях Балтийского моря. Среди них, в частности, были следующие надводные беспилотные аппараты: Metal Shark Relentless; Exail DRIX H8; MARTAC T12, T18, T24, T38 и M18; Couach 600 Magellan; SeaOwl Beluga; Sirehna SeaQuest S390; Saildrone Voyager; Ocean Power Technologies WAMV22; Kraken K3 Scout; Maritime Robotics; Havoc AI Rampage; MAPC GARC и Seasats Lightfish. В число беспилотных подводных аппаратов входил Alseamar SeaExplorer, оснащенный акустическим датчиком.
Учения альянса с использованием морских дронов
Эти демонстрации были оперативной подготовкой к инновационным учениям НАТО Dynamic Messenger, запланированным на эту осень в Португалии, а также частью инновационной инициативы оперативной группы X НАТО. Экспериментальные мероприятия проводились в различных местах по всему Балтийскому морю и были направлены на получение важных знаний и понимания того, как лучше всего использовать морские беспилотники в критических морских условиях.
В рамках этой серии демонстраций в июне 2025 г. Дания провела в южном Каттегате одно из основных учений оперативной группы X «Балтика», в котором было задействовано 16 морских беспилотных систем шести различных компаний. А с 16 по 27 июня 2025 г. в акватории к западу от полуострова Порккала до возвышенности Ханко недалеко от базы Береговой бригады в Упинниеми оперативной группой X «Балтийский регион» НАТО были проведены учения, в ходе которых было отработано применение морских беспилотных систем в прибрежных условиях Финляндии.
В ходе этих оперативных экспериментов, проводимых Командованием ОВС НАТО по вопросам трансформации, американские и французские компании, участвовавшие в них, продемонстрировали ряд беспилотных надводных и подводных систем. Три американские компании представили в общей сложности 12 беспилотных надводных судов[7], одна французская компания предоставила одно надводное судно, а другая – пять подводных аппаратов (рис. 3). Командование ОВС НАТО по вопросам трансформации обеспечило среду обмена данными, стандарты и протоколы, однако каждая система эксплуатировалась независимо коммерческими командами, что позволило провести широкий анализ принципов проектирования, комплектов датчиков и профилей задач.

Рис. 3. Беспилотный надводный аппарат Drix13 (Exail) на военно-морской базе Упинниеми (Финляндия). Фото: NATO MARCOM.
Отличие от типичных международных учений заключалось в том, что в состав группы учений не входили солдаты и техника союзников, а разные компании использовали собственные беспилотные системы.
Платформам было поручено создавать изображения морской обстановки, используя комбинацию камер, радиолокационных систем и автономного слежения. Одно судно (беспилотный аппарат Metal Shark Relentless) было оснащено привязным беспилотным летательным аппаратом Hoverfly, подключенным кабелем к своему базовому кораблю, что обеспечивало бесперебойную подачу энергии и данных, а также практически неограниченное время полета.
Военно-морские силы Финляндии сыграли ключевую роль как на этапе планирования, так и на этапе проведения, предоставив для испытаний круглосуточную синхронизированную карту морской обстановки в Финском заливе. Кроме того, финский персонал поддерживал командную архитектуру, предоставлял обширные знания и опыт местных специалистов, а также инфраструктуру наблюдения, обеспечивая участникам испытаний сложную прибрежную обстановку.
Несколько типов морских беспилотников использовалось во время масштабных военно-морских учений НАТО Baltops 2025, проходивших на Балтике с 5 по 20 июня 2025 г. Так, беспилотные надводные аппараты GARC (Greenough Advanced Rescue Craft) применялись для имитации атак на штабной корабль USS Mount Whitney и эсминец УРО USS Paul Ignatius (рис. 4). Беспилотные надводные аппараты GARC входят в состав CTF 66 – оперативной группы ВМС США, которая занимается испытаниями и внедрением в эксплуатацию морских беспилотников.

Рис. 4. Патрульный корабль Королевских ВМС Великобритании типа «Арчер» (P2000) HMS Pursuer (P273) проводит операции против беспилотных надводных кораблей с использованием автономных разведывательных катеров (GARC) во время учений BALTOPS 2025. Фото: ВМС США.
Американцы привезли на BALTOPS несколько типов беспилотников. Уже упомянутый GARC, в зависимости от комплектации, может выполнять функции разведывательного, боевого или транспортного дрона. Rampage на солнечных батареях, в свою очередь, позволяет отслеживать обстановку на поверхности моря и перевозить грузы, а Lightfish, помимо прочего, помогает контролировать критически важную подводную инфраструктуру.
В июле 2025 г. Польша без лишнего шума начала недалеко от Гдыни испытания автономных морских беспилотников Rampage Gen 1 и Gen 2 (рис. 5), разработанных американской компанией HavocAI из Калифорнии. Каждый дрон способен нести около 136 кг полезной нагрузки и оснащен солнечными батареями, что потенциально увеличивает дальность действия. Предполагаемая стоимость каждого беспилотника составляет менее 250 000 долларов США, что значительно дешевле обычных морских ударных средств.

Рис. 5. Беспилотные надводные корабли Rampage Gen 2 компании HavocAI. Фото: HavocAI.
Российский ответ НАТО
Таким образом, Балтийское море становится для НАТО своеобразной «военно-морской лабораторией», в которой на практике отрабатывается новый подход, заключающийся в сочетании пилотируемых корабельных платформ с морскими беспилотными системами. То есть, речь идет о смене парадигмы в военно-морских операциях, причем, с учетом опыта морских операций в ходе СВО.
Против кого направлена эта подготовка, гадать не приходится. Россия это вполне осознает. Так, во время недавней поездки на Балтийский флот в Калининградскую область министр обороны РФ Андрей Белоусов отметил, что одной из приоритетных задач является наращивание боевых возможностей береговой системы наблюдения и средств отражения атак беспилотных аппаратов.
Новый учебный курс по противороботовой защите вошел в программу боевой подготовки надводных кораблей ВМФ России еще весной прошлого года. Он предусматривает обучение экипажей кораблей, а также целых корабельных соединений противодействию безэкипажным катерам (БЭК) и беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Также отрабатываются задачи по коллективной защите пунктов базирования от ударов БЭК и БПЛА. При разработке курса был учтен опыт СВО.
Ответные меры против морских беспилотников, принимаемые Россией, достаточно эффективны даже по словам наших потенциальных противников. Как заявил в феврале этого года бывший глава ВМС Дании Торбен Миккельсен, «ирония, возможно, заключается в том, что русские быстрее усвоили уроки войны на Украине о морских операциях, чем НАТО, и теперь НАТО необходимо скорректировать своё мышление». Борьба с безэкипажными катерами в последнее время отрабатывается Балтийским флотом постоянно. Приведу только несколько примеров.
В январе 2025 г. на Балтийской военно-морской базе Балтийского флота с экипажами малых противолодочных и ракетных кораблей, тральщиков, патрульных и противодиверсионных катеров было проведено учение по отражению нападения безэкипажных катеров противника. В учении приняли участие свыше 5 кораблей и катеров, задействовано более 100 военнослужащих.
В апреле 2025 г. экипажи многоцелевых вертолетов Ми-8 морской авиации Балтийского флота провели учения по защите акватории Балтики от безэкипажных катеров противника. При этом при отработке тактических приемов учитывался опыт СВО. После обнаружения катеров, которые обозначались специальными макетами, находящиеся на борту вертолетов пулеметные расчеты уничтожили их из стрелкового оружия. Всего к полетам в рамках учений привлекалось до десяти экипажей вертолетов Ми-8.
В мае 2025 г. в ходе плановых учений Балтийского флота с участием Северного флота и авиации ВКС, Московского и Ленинградского военных округов противодействие беспилотным катерам и воздушным беспилотникам отработали малые противолодочные корабли Балтийского флота.
В июле 2025 г. рамках оперативного учения ВМФ «Июльский шторм» Балтийская и Ленинградская военно-морские базы отработали задачи по отражению нападений безэкипажных катеров условного противника. В результате учебного эпизода все цели были условно отражены.
В начале августа 2025 г. Балтийский флот провел комплексную тренировку по борьбе с безэкипажными катерами и средствами воздушного нападения. По сценарию учений дежурный корабль обнаружил несколько целей, которые двигались в сторону стоянок сил флота. Флот отработал алгоритм действий по их поражению.
Но Россия не только отрабатывает защиту от морских дронов противника, но и создает, производит и испытывает свои безэкипажные катера. Так, в ходе недавних учений «Июльский шторм» Балтийским флотом был осуществлен удар по условному судну противника с использованием барражирующего боеприпаса ZALA «Ланцет» совместно с беспилотным надводным судном (БНК). А разведывательный беспилотник ZALA Z-16 обеспечивал мониторинг поля боя в режиме реального времени и объективную оценку операции (рис. 6).

Рис. 6. Уничтожение корабля условного противника российским безэкипажным катером (БЭК). Фото: Минобороны России.
В июле 2025 г. в Санкт-Петербурге на базе военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) был открыт Единый центр по производству морских дронов. Среди его продукции – тяжелый многофункциональный возвращаемый морской дрон на базе безэкипажного катера «Визир» (рис. 7).

Рис. 7. Тяжелый морской дрон на базе катера «Визир». Инфографика: Известия.
В открытых источниках сообщается о создании в составе ВМФ России полков, оснащенных беспилотными системами. Они войдут в состав всех флотов и будут вооружены разнородной техникой: воздушными, наземными и морскими беспилотниками (безэкипажными катерами и подводными необитаемыми аппаратами). Полки будут выполнять как разведывательные, так и ударные задачи. Они также будут охранять наши корабли, уничтожать вражеские беспилотники и безэкипажные катера, а также искать и уничтожать морские мины.
Юрий Зверев, кандидат географических наук, директор Центра зарубежного регионоведения и страноведения Института геополитических и региональных исследований Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта
[1] Как раз после ставшего очевидным провала последнего крупномасштабного контрнаступления ВСУ.
[2] Maritime Uncrewed Systems (MUS). Их делят на беспилотные надводные аппараты (Unmanned Surface Vehicle, Unmanned Surface Vessel или Uncrewed Surface Vessel (USV)) (у нас их часто называют безэкипажными катерами (БЭК)) и беспилотные подводные аппараты (Unmanned Underwater Vehicles (UUV)).
[3] Открыт 28 мая 2024 г. в составе Морского командования НАТО (MARCOM) в Нортвуде (пригород Лондона, Великобритания).
[4] Создана в феврале 2024 г.
[5] В средней части палубы установлено большое крыло-парус. Питание бортовой электроники обеспечивается солнечной энергией. Для особых случаев, когда требуется большая скорость или когда ветер слаб, установлен дополнительный дизель-электрический привод.
[6] В некоторых источниках называется цифра более 60.
[7] Включая четыре Saildrone Voyager, ранее развернутых в Дании.