Оперативно-тактический ракетный комплекс «Сапсан», производством которого занималась Украина, представлял собой советские наработки с включением отдельных элементов, предоставленных Германией, в частности электроники для обеспечения высокоточного поражения. Об этом «Парламентской газете» в четверг, 14 августа, рассказал военный аналитик, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Речь не идет о зоне СВО»
— Игорь Юрьевич, исходя из имеющихся данных, что представлял собой украинский «Сапсан»?
— Это оперативно-тактический комплекс, очевидно, имеющий дальность стрельбы где-то плюс-минус тысяча километров. На мобильном шасси. Дело в том, что Украина со времен Советского Союза сохранила в той или иной степени определенные компетенции в области разработки и производства ракетного оружия. Кроме того, как явствует из тех материалов, которые были обнародованы российскими спецслужбами, речь шла о кооперации с Германией, от которой, вероятно, предполагалось получить всю необходимую электронику, чтобы данный комплекс мог стать высокоточным средством поражения. А материальная основа производства, топливо, корпус, шасси — все осталось бы за украинской стороной.
— Поскольку разработка такого вооружения представляет собой длительный процесс, можно ли предположить, что работы по нему удалось пресечь на начальных этапах?
— Нет, «начальный этап» — это когда принимается политическое решение о разработке подобного вида оружия. А здесь речь шла об этапе фактической подготовки к производственной кооперации и началу серийного выпуска, созданию технологической базы. В рамках этих процессов производятся опытные образцы, опытные стрельбы и так далее.
— Насколько сильно появление оружия типа «Сапсана» могло бы повлиять на ситуацию в зоне СВО?
— Здесь не идет речь о зоне специальной военной операции в принципе. Речь идет о нанесении ударов этим оружием по российским городам, которые попали бы в зону поражения. А она, как опять же следует из материалов спецслужб, должна была быть весьма значительной. Скажу даже больше — по моему мнению, «Сапсан» изначально разрабатывался и создавался в первую очередь именно для этого, для проведения фактически террористических акций.
— Есть ли у »Сапсана» какие-либо аналоги среди вооружения ВС России? С чем его можно сравнить?
— Здесь речь не об аналогах, а в принципе о получении нынешним руководством Украины возможностей разрабатывать и производить подобное оружие и, как следствие, наносить удары по российским городам. Какая разница, что прилетит, — с аналогом, без аналога? Так что, на мой взгляд, тут какие-то параллели проводить неуместно в принципе.
«Угроза сохраняется постоянно»
— На ваш взгляд, могли ли сохраниться отдельные производства новых ракет? Существует ли еще угроза возобновления работы над ними?
— Необходим постоянный мониторинг, усиленная работа разведки, чтобы подобного рода решения оперативно выявлять и пресекать. В частности, некоторые западные страны — Франция, та же Германия — уже объявляли о том, что намерены развернуть на территории Украины соответствующие производства. Так что угроза, по факту, существует постоянно, и нужно, повторюсь, ее так же постоянно отслеживать и с ней работать.
— Есть ли у нас средства противодействия вооружению типа «Сапсана»?
— Средства противодействия есть. Но нюанс заключается в том, что ни одно средство ПВО не дает стопроцентной гарантии защиты, как мы уже неоднократно говорили. Поэтому лучшее средство противодействия — не допускать, чтобы вооружение, способное нанести нам серьезный ущерб, в принципе появлялось.
Контекст
Как сообщили в четверг, 14 августа, ФСБ России удалось поразить четыре места производства ракет «Сапсан» — химический и механический заводы в Павлограде, завод »Звезда» и НИИ химических продуктов в Шостке. Спецслужба добавила, что из-за продвижения российских войск в Днепропетровской области Украина эвакуировала материалы с химзавода в Павлограде «на запасной объект в селе Вакуленчук Житомирской области», который тоже был поражен.
Операцию, которая проводилась в течение июля, также прокомментировали в Министерстве обороны.
«По информации, подтвержденной несколькими независимыми источниками, в результате поражения Вооруженными силами РФ критически важных объектов украинского ВПК в Днепропетровской и Сумской областях была пресечена попытка киевского режима совместно с западными партнерами организовать производство ракетного оружия для проведения атак в глубине территории Российской Федерации», — сообщили в ведомстве.