«Я этот Бандерштадт ненавижу» Истории беженцев, нашедших приют в России. Страшные рассказы выживших под ВСУ

Итак, территория, где жил Александр, была освобождена российскими силами в 2022 году, однако осенью того же года контроль над ней снова установили украинские военные. Разница между двумя периодами жизни и военными двух стран – разительная. По словам Александра, российские солдаты делились с местными жителями продовольствием и финансовой помощью.

«Я этот Бандерштадт ненавижу» Истории беженцев, нашедших приют в России. Страшные рассказы выживших под ВСУ
© runews24.ru

А вот с приходом же ВСУ начались тотальные обыски и фактически грабежи. В разговоре с РИА Новости Александр рассказал о своем куме, у которого под предлогом «военных нужд» украинские военные конфисковали три трактора, приносившие ему неплохой доход. А еще из домов мирных граждан злодеи выносили бытовую технику, личные вещи и бессовестно выкапывали картофель с огородов.

Представители ВСУ также отбирали у населения гуманитарную помощь, которую Киев отправлял в поселок. Александр неоднократно уговаривал мать переехать к родственникам на Украину, но она упорно отказывалась – уж очень не хотелось бросать хозяйство, которому посвятила всю свою жизнь.

Александр Деловой. Фото: Давид Нармания. Источник: ria.ru

 

Весна 2025 года стала большой трагедией для небольшого населенного пункта. После отступления всушники стали целенаправленно атаковать беспилотниками жилые дома. Один из таких дронов и прилетел в дом Александра. Его любимая мама не дожила до своего 90-летия чуть меньше года...

Услышав взрыв, он вбежал в дом и обнаружил мать без признаков жизни. Один осколок попал ей в палец, другой – в сердце. Организовать нормальные похороны не было возможности, и он был вынужден самостоятельно вырыть могилу во дворе. Вскоре после этого дом окончательно уничтожил пожар, возникший после серии ударов дронов. Спасти удалось только документы.

«Как мне теперь к нашей ридной Украине относиться?», – задался Александр вопросом.

К тому времени посёлок практически опустел: многие жители погибли от атак БПЛА, другие выехали в Россию или на Украину. Эвакуацию 67-летнего пенсионера и его соседки организовали российские военнослужащие. Но для этого ему пришлось преодолеть пешком 20 километров – этот непростой путь занял около двух суток:

«Нас бойцы по цепочке передавали. Преодолеем часть пути, немного передохнем, покормят, другие ведут. Потом третьи. Двигались только днем, по лесополкам»

Фото: Evgeniy Maloletka. Источник: ap.org

Выжить с большим трудом

Аналогичным образом эвакуировался и односельчанин Александра, Сергей Шевченко. Он выходил из окружения вместе с братом, получившим осколочное ранение бедра в результате атаки беспилотника.

Сергей с трудом сдерживает эмоции, вспоминая постоянные ночные бомбардировки дронами типа «Баба-яга» и атаки камикадзе. Он утверждает, что их, простых жителей, просто систематически уничтожали.

Последние месяцы перед эвакуацией братья провели в подвале, так как их дом был сожжен БПЛА. Но и до этого жизнь в селе также была невыносимой. В Новое перебрались из соседней Карповки и старались не выходить дальше двора, опасаясь принудительной мобилизации в ВСУ.

Сергей Шевченко. Фото: Давид Нармания. Источник: ria.ru

 

Страшно было, когда возник конфликт с соседкой, любительницей выпить и поскандалить. После этой ссоры она позвала «на разборки» знакомого – военнослужащего ВСУ, который стал угрожать. Слава богу, пронесло.

Журналисты спросили у Сергея, почему они не уехали на Украину. И вот что он ответил:

«Я этот Бандерштадт ненавижу»

Сейчас братья ожидают получения российских паспортов, чтобы иметь возможность трудоустроиться.

 

Долгая дорога домой

Еще одна героиня нашей статьи – Лидия Вихрова из Николаевки. Она уже получила российский паспорт. Но до этого ей пришлось пережить страшные события.

По ее словам, ещё в прошлом году её эвакуировали украинские власти – на фоне интенсивных обстрелов. А однажды военнослужащие ВСУ пришли в ее двор и разместили военную технику прямо около дома, который спешно пришлось покинуть. Через четыре дня прямое попадание снаряда «под корень» уничтожило её жилище.

После этого Лидия перебралась в Новогродовку, откуда её планировали отправить во Львов. Однако по совету подруги, уже находившейся в приюте в Ивано-Франковской области, она сошла с поезда в Тернополе, где её встретили земляки. Как станет понятно дальше, это было верное решение.

Лидия Вихрова. Фото: Давид Нармания. Источник: ria.ru

 

После этого Лидия поставила себе цель – уехать в Россию. Десять месяцев она копила необходимую сумму, находясь в постоянном страхе. Женщина вспоминает, что плакала днями и ночами, боясь обронить лишнее слово, чтобы не вызвать подозрений и не попасть в поле зрения СБУ.

Её опасения были не беспочвенны. В 2015 году её племянник перешёл на сторону ДНР, и спустя некоторое время ей сообщили о его гибели. Дочь Лидии также стала жертвой украинских силовиков: в 2014 году она была избита до смерти:

«Она жила в Славянске. Когда в 2014-м туда вошли ВСУ, ее избили. Разрыв селезенки. От этого и умерла»

Накопив денег, пенсионерка через Польшу и Белоруссию добралась до Москвы, а оттуда – в ДНР. Лидия родилась в Кемеровской области, а в Украинскую ССР её привез отец в 1970 году. Пожилая женщина со вздохом признается, что часто задавалась вопросом о правильности того переезда.

Сейчас другая её дочь зовёт её в Германию, но Лидия своего будущего вне России не представляет. Она, как и другие беженцы, прошла через тяжелейшие лишения, чтобы вернуться на родину. К сожалению, для многих их близких этот путь оказался последним...