Что ни говори, а нынешнее противостояние между Москвой и Вашингтоном — это прямое наследие Холодной войны, которое вполне логично изменилось по многим параметрам, но не исчезло. Как и много лет назад, современные периоды «перезагрузок» и потеплений неизменно сменялись этапами острого соперничества.
Надежда на теплые отношения с «дружеским оттенком» все-таки были: после распада СССР – тогда наивно многим казалось, что бесконечная эпоха глобальной конкуренции завершена. Однако, как напоминают историки, в тот период США делали все, чтобы российский ядерный потенциал, в том числе и подводный флот, был сокращен. Наверняка, многие не помнят (или не знали), что по настоянию американцев «под нож» шли передовые советские субмарины – эти махины по многим параметрам превосходили западные аналоги. Именно это время принято считать так называемым периодом однополярного мира, когда Вашингтон упорно стремился быть доминирующей державой.
«Причем по их настоянию резали советские подлодки, которые в чем-то были более современные на тот момент, чем американские», — рассказал в разговоре с «АиФ» капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
Увы, но к большому разочарованию Вашингтона, Россия не стала мириться с ролью «младшего брата»: наша страна стремительно стала восстанавливать свой суверенитет и экономический потенциал, что фактически привело и к возрождению военной мощи. Поэтому американцам впору «прикусить языки» и осознать, что мир снова стал многополярным. Так что бряцающие заявления о «лодках Трампа» — это всего лишь показательная попытка говорить с позиции силы, под которой нет никакого абсолютного превосходства.
Фото: Минобороны РФ. Источник: ria.ru
Главный аргумент, по словам Василия Дандыкина, состоит именно в качественном, а не количественном превосходстве. В этом плане ключевым козырем Москвы можно считать ввод в строй восьми стратегических ракетоносцев четвертого поколения проекта «Борей». По словам эксперта, их создание в сложных экономических и технологических условиях стало для России настоящим прорывом, позволившим не просто догнать, а обогнать конкурента.
Для сравнения: США лишь недавно приступили к созданию своей первой подлодки аналогичного, четвертого поколения — «Колумбия». Ее принятие на вооружение ожидается не ранее 2030-х годов. Безусловно, американский флот один из ведущих в мире, и он по-прежнему многочислен и включает грозные субмарины третьего и четвертого поколений («Вирджиния», «Лос-Анджелес», «Сивулф») и проверенные временем ракетоносцы «Огайо». Но наличие у России целой серии более современных и малошумных «Бореев» создает технологическую асимметрию, игнорировать которую невозможно. Приятные реалии, что ни говори.
Фото : СЕВМАШ. Источник: ria.ru
Еще одним важейшим стратегическим продуктом отечественного военного производства, который на деле способен и меняет правила игры, стало оснащение российских многоцелевых атомных субмарин гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Способность этой ракеты развивать скорость (которая в несколько раз превышает скорость звука) и маневрировать в течение всего полета делает ее перехват практически невозможным, даже со стороны существующих и самых перспективных систем ПВО.
«Многоцелевые атомные подводные лодки сегодня оснащены, в том числе, гиперзвуковыми ракетами "Циркон". Эта ракета, как известно, практически не сбиваема», — подчеркнул Дандыкин.
И вот в чем уникальность, которую американцы еще долго не смогут повторить: возможность запуска «Цирконов» как из надводного, так и из подводного положения, которая превращает любую российскую субмарину в неуязвимую угрозу для любой военно-морской группировки противника. Недавние учения на Балтике, где отрабатывались электронные пуски, лишь подтвердили готовность флота к применению этого оружия.
Фото: Минобороны РФ. Источник: ria.ru
На фоне трамповских заявлений о двух американских подлодках, российские субмарины проектов «Ясень» и «Борей» уже несут постоянное боевое дежурство у берегов США. Находясь на удалении в тысячу километров от побережья, в случае необходимости они способны нанести удар по целям, расположенным в самой глубине американского континента и при этом остаться незамеченными.
Так что нынешний обмен «любезностями» — это не прелюдия к апокалипсису, а суровый диалог двух ядерных держав, который ведется на языке технологий и стратегического сдерживания. Угрозы, которые звучат от американских политиков, разбиваются о подводные скалы реальности: Россия восстановила свой подводный флот до уровня, который обеспечивает гарантированный ответный удар.
И это понимание становится лучшим гарантом того, что «горячая» фаза конфликта между Россией и США – событие маловероятное. И таковы современные реалии, что настоящий баланс сил пока что определяется не в медийном пространстве, а в безмолвной глубине океана, где без лишнего шума несут свою вахту российские стальные стражи.