Воздухоплавательная техника становится вновь востребованной на фоне беспилотных угроз
Взрывной рост беспилотных угроз потребовал активных усилий в части противодействия им. Одно из направлений — использование воздухоплавательных средств — аэростатов, зондов, дирижаблей. О пользе этого сегмента противовоздушной обороны «МК» рассказал руководитель московского отделения комиссии по воздухоплаванию РГО, эксперт в области развития воздухоплавательных технологий, руководитель инициативного КБ дирижаблестроения Сергей Бендин.

— В армиях каких стран нашли широкое применение воздухоплавательные средства? Что известно об этих системах?
— Привязные аэростатные комплексы используют в США. Это сегодня как бы мировая «кузница» передовых воздухоплавательных проектов. Аэростаты также имеются на вооружении армий Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, ЮАР, Франции, Великобритании… Список можно продолжить.
Войска стран НАТО имеют на вооружении широкий спектр привязных аэростатных комплексов — для поддержки каналов связи, разведки, ПВО и охраны границ.
В США на границе работают привязные аэростатные комплексы ДРЛО, которые выявляют незаконные пересечения морских границ на южном направлении. Эффективность таких аэроплатформ позволила Погранично-таможенной службе США совсем отказаться от использования самолетов ДРЛО — AWAKS, переложив эту функцию на аэростаты-«привязники».
На южной границе с Мексикой пограничники США поднимают на высоту 3–5 километров аэростаты наблюдения с восьми стационарных аэростатных постов. Это в основном 70-метровые стратегические аэростаты, оснащенные мощным бортовым радарным комплексом. Оболочка каждого такого гиганта вмещает 17 тысяч кубов подъемного газа — гелия. Полезная нагрузка на его борту весит несколько тонн и представлена радиолокационными станциями (РЛС), сенсорами, камерами, ретрансляторами.
Согласно сообщениям ряда официальных зарубежных источников, для противодействия нелегальным мигрантам Погранично-таможенная служба США активно расширяет количество аэростатных постов на южных приграничных территориях. Аэростаты наблюдения поднимаются для дозорных миссий не только с восьми постов на побережье, но и с недавно обустроенных новых площадок.
В июле 2025 года президент США Трамп в рамках совершенствования пограничных технологий и развертывания новейших систем наблюдения на границах предписал выделить более $2,5 млрд. По заключению ряда аналитиков, часть этой суммы пойдет на закупку новых аэростатов наблюдения.
В коридорах власти США идет активная дискуссия о необходимости модернизации пограничных привязных аэростатных комплексов, прежде всего за счет оснащения их продвинутыми технологиями, находящихся в ведении Пентагона.
По производству аэростатных систем и воздухоплавательной техники США занимают лидирующие позиции в мире. Большинство аэростатов в мире строит американская компания TCOM. Великобритания тестирует аэростатные комплексы для защиты от дронов. Подразделения ВМС Франции активно используют «привязники» для разведки. На недавно прошедшей оборонной выставке Турция представила высокотехнологичный среднеобъемный привязной аэростатный комплекс «Гёкчери», который был разработан по заказу военного ведомства, и совсем скоро первые партии такого вооружения поступят в войска.
В других районах мира военное освоение воздухоплавательных технологий идет также активно. Так, пограничники Южной Кореи поставили вдоль границы с КНДР несколько привязных аэростатов ДРЛО. Канада и Мексика для мониторинга воздушного пространства используют американские «привязники» системы TARS (привязная аэростатная радиолокационная система), а это — американские среднеобъемные тактические аэростаты компании TCOM.
Японские Силы самообороны и береговая охрана в ожидании возможных стычек с Китаем и Северной Кореей ведут активную разведку и наблюдение за границами с помощью привязных аэростатных комплексов ДРЛО.
Индия ранее развертывала разработанные национальным исследовательским центром DRDO аэростаты для наблюдения и связи вдоль своей западной границы с Пакистаном. Недавно для индийских пограничников были закуплены в США у фирмы TCOM два тактических аэростата с объемом оболочки 16 тыс. куб. метров. Кстати, Польша уже развернула у себя на территории четыре подобных аппарата для интенсивного ведения радиолокационного наблюдения и разведки территорий РФ и Белоруссии.
Народно-освободительная армия Китая, готовясь к будущим вооруженным конфликтам, разрабатывает и ставит на вооружение привязные аэростатные системы разных типов с объемом оболочек от 400 до 3000 куб. метров и рабочим эшелоном высот от 500 до 3000 метров.
В ЮАР для пограничного контроля, морской разведки и борьбы с преступностью используют «привязники», купленные в США и Израиле.
Азербайджан ведет переговоры о закупке в США дозорных тактических аэростатов.
— А в России?
— А вот в России, увы, аэростатный трек прозябает в сумрачной зоне. Серийного выпуска стратегических и тактических аэростатов в стране не налажено, целевой государственной программы по производству воздухоплавательной техники нет, армейские аэростаты на боевое дежурство не заступают. Правда, в зоне СВО при решении каких-то локальных задач изредка можно встретить малообъемные единичные экземпляры операционных аэростатов для наблюдения с помощью бортовых камер.
— Скептики утверждают, что одна из проблем аэростатов — их уязвимость. Это так?
— Это всего лишь умозрительные и гипотетические утверждения. Аэростат можно уничтожить, как любой физический объект. Но его же можно и защитить.
Приведу некоторые «вредные советы». Разверните пост «привязника» вблизи линии боестолкновения, и его быстренько уничтожат управляемым артиллерийским снарядом или HIMARS. Правильно! Но нужно быть полным кретином, чтобы ставить аэростат вблизи линии боестолкновения. Такие комплексы с ретрансляторами, антеннами, разными датчиками должны размещаться в тыловых районах — в 50 и даже больше километрах от линии фронта.
Или отключите на аэростате радары и датчики, и тогда первый же залетевший на высоту стояния аэроплатформы беспилотник эпично уничтожит его среди облаков. Нужно ли пояснять, что радиолокационный луч, исходящий с борта аэростата, сканирует пространство за сотни километров от борта? Так что еще на дальнем приближении дрон будет замечен и взят на мушку.
Средняя рабочая высота тактического аэростата — 1000 метров, а у малообъемной операционной аэроплатформы — от 200 метров и чуть выше. Дрон, поднявшись выше 100 метров, будет замечен обычными армейскими системами ПВО и уничтожен.
Чтобы диверсанты или какие-нибудь условные грибники запросто уничтожили аэростат, просто отмените патрульные наряды вокруг охраняемого периметра поста аэростата и пригласите всех гостей к причальной станции, раздав им взрывчатку и ломы. Вроде же очевидно, что пост военного аэростата с секретным оборудованием на борту — охраняемая территория, которая должна быть недоступна чужим.
Чтобы подстрелить аэростат и заставить его рухнуть, потребуется всего лишь открыть продолжительный огонь из нескольких зениток, расставленных рядом с причальным устройством. Видите, насколько абсурдна ситуация.
Приблизиться к охраняемому периметру аэростатного поста будет непросто, а уж о возможности подстрелить стоящий на километровой высоте аэростат и вовсе безнадежно.
Допустим, вражеский диверсант углубился в наш тыл и разглядел в чистом небе белую точку аэростата. Выстрелы по такой мишени из дальнобойных винтовок, скорее всего, результата не дадут. Но вдруг по дикой случайности одна из пуль попадет и пробьет оболочку. И … ничего серьезного не произойдет. Из пробоя в огромной оболочке начнут постепенно исходить небольшие порции газа. Борт еще несколько часов простоит на рабочей высоте, удерживаясь за счет не только аэростатической силы гелия, но и аэродинамики оболочки как вариации крыла.
По прошествии продолжительного времени аэроплатформа из-за снижения всплывной силы будет медленно опускаться в режиме парашютирования и в конце концов приземлится, не разрушив дорогостоящую полезную нагрузку на борту. Понятно же, что обслуживающий персонал залатает этот пробой и снова отправит аэроплатформу на боевое дежурство в небо.
Так что уничтожить работающий на высоте аэростат — задача трудноисполнимая. Даже если удастся опустить борт на землю, эффект от этого будет скорее пропагандистский. Уже здесь говорил, как израильский 117-метровый гигант перестал подниматься в небо после удара дроном по базе. Все это антиизраильская пропаганда интерпретировала как военный провал ПВО Израиля. Хотя прямых доказательств уничтожения дорогостоящего привязного аэростатного комплекса «Тель Шамаим» никто до настоящего времени не представил. Надо помнить, что мы живем в эпоху распространения фейков и медийных мифологий!
— Известно, что в составе ВВС в свое время были воздухоплавательные части. Сейчас их нет. Упразднили?
— Армия СССР имела в своем составе несколько отдельных воздухоплавательных эскадрилий, находящихся в подчинении Воздухоплавательной службы ВВС Министерства обороны. На волне реформирования Вооруженных сил по сценарию Сердюкова в России воздухоплавательные части остались только в городе Вольск Саратовской области и на Камчатке — в городе Ключи.
В ноябре 2010 года из Министерства обороны поступила исполнительная директива о ликвидации Воздухоплавательной службы с 2011 года. А ведь благодаря специалистам этой службы в нашей стране формировался гособоронзаказ по части создания новейших образцов воздухоплавательной техники для войсковых и флотских подразделений, испытывались и поступали на вооружение аэростатные системы различного назначения, формировались техзадания на проведение научно-исследовательских и конструкторских тематических работ по аппаратам легче воздуха.
Испытания аэростатов зачастую проводились в реальных боевых условиях. Например, на территории Афганистана и Сирии в 1980-х годах удалось испытать новейший на тот период привязной аэростатный ретрансляционный комплекс связи, разработанный инженерами госпредприятия «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики».
А еще Воздухоплавательная служба ВВС оказывала содействие гражданскому воздухоплаванию и проводила техническое освидетельствование спортивных и прогулочных аэростатов различного типа.
Уже почти полтора десятилетия, как упразднена Воздухоплавательная служба и вместе с ней постепенно завял гособоронзаказ по данной тематике. Теперь это осталось в истории…
Возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, потенциальная потребность в аэростатных системах в частях ПВО, ВМФ или погранвойсках огромна, о чем все чаще публично заявляют военные эксперты, а с другой — гособоронзаказа на такую технику не формируется, бюджеты не выделяются…
В оборонном ведомстве даже нет специфической структуры, каковой когда-то была Воздухоплавательная служба ВВС, для координации взаимодействия между гражданскими организациями, занятыми разработкой новейших аэростатных систем, и военными потребителями, заинтересованными в поставках такой техники в войска для укрепления обороноспособности страны.
Уверен, что, восстановив Воздухоплавательную службу с соответствующими подчиненными структурными подразделениями, Министерство обороны сработает на реальное укрепление обороноспособности России.
— Специалисты утверждают, что нашей ПВО при борьбе с дронами могла бы помочь воздухоплавательная система «Бредень». Что она собой представляет?
— Концептуально привязной аэростатный комплекс «Бредень» представляет собой модификацию системы аэростатного заграждения времен Первой и Второй мировых войн. Это было одно из лучших средств противодействия налетам вражеской авиации. Идея проекта простая. Между двумя или тремя аэростатами натягивались тросы со свисающим «фартуком» из длинных канатов, а нередко растягивали сеть-ловушку. Такое заграждение самолеты преодолеть не могли и шли в обход, где попадали под шквальный огонь зениток.
Работы над проектом «Бредень» стартовали в 1994 году. Они велись в инициативном порядке «Воздухоплавательным центром «Авгуръ» совместно с Военной академией РВСН имени Дзержинского. В то время основными воздушными угрозами считались низколетящие крылатые ракеты и средства скоростной авиации. Привязной аэростатный комплекс «Бредень» должен был обеспечивать эффективное противодействие налетам низколетящих угроз.
В 2001 году конструкторские работы над «Бреднем» завершились, и начались испытания комплекса в полевых условиях на одном из подмосковных полигонов. Там между двух малообъемных привязных аэростатов, поднятых на высоту 100 метров, разместили 200-метровую «сетевую растяжку» из кевларовых нитей с ячейками 1х1 метр. Имитировала низколетящую цель крылатая ракета Х-55, которая на огромной скорости врезалась в сеть на высоте 50 метров. Снаряд при столкновении разбился на куски. При этом в сети порвалась всего лишь одна кевларовая перемычка.
Это полевое «шоу» мне довелось лицезреть вместе с командой разработчиков и военными чинами, в том числе из Воздухоплавательной службы ВВС. Видел, как от удара один из аэростатов немного встрепенулся, но быстро вернулся на свою высотную позицию как ни в чем не бывало.
Сегодня такой аэростатный комплекс заграждения позволил бы повысить защищенность стратегических инфраструктурных объектов и в зоне СВО, и в тыловых областях страны. С помощью таких комплексов, как думается, можно было бы на подступах к предприятиям, например нефтезаводам, выстраивать надежную противодронную «стену», затраты на которую несоизмеримо меньше, чем понесенный ущерб от взрывов.