Мишустин поручил подготовить финансовую модель производства российских самолетов

Премьер-министр Михаил Мишустин предложил госкорпорации "Ростех" совместно подумать над финансовой моделью производства и продажи авиакомпаниям новых отечественных самолетов.

Мишустин поручил подготовить финансовую модель производства российских самолетов
© Российская Газета

Госкорпорация играет важнейшую роль в достижении технологического и промышленного суверенитета страны. Задачи стоят национального масштаба и касаются довольно широкого спектра продукции от медицинских изделий до космических технологий. Об этом глава правительства говорил на встрече с гендиректором "Ростеха" Сергеем Чемезовым.

"Ростех" был и останется опорой страны, пообещал Чемезов. Основной фронт работы сейчас - государственный оборонный заказ. В прошлом году он был выполнен на 99,5%, а по востребованным образцам из так называемого президентского списка - на все 100%. За первые шесть месяцев 2025 года на 65% исполнены поставки готового вооружения и на 50% - средств поражения, боеприпасов. "То есть потребности нашей армии мы обеспечиваем стопроцентно и даже с опережением", - заявил глава госкорпорации.

Не менее критичная для страны задача - создание собственного флота гражданской авиации из отечественных самолетов. В августе Чемезов ожидает первый полет полностью российского МС-21. В нем потребовалось заменить более 70 импортных систем и агрегатов. "Надеюсь, что до конца 2026 года мы завершим сертификационные полеты и начнем уже серийно производить наши самолеты", - сказал собеседник премьера. На заводе в Иркутске стоят 14 практически готовых фюзеляжей, а девять находятся в стадии доработки.

"Суперджет" тоже полностью импортозамещен, идут сертификационные полеты. "В 2026 году начнем уже серийно производить. И по Ил-114 то же самое, такая же ситуация", - доложил Сергей Чемезов.

По его словам, нет ни одной страны в мире, которая бы полностью производила комплектующие для своих самолетов. "Одна такая страна была - Советский Союз", - заметил Михаил Мишустин.

В вертолетной программе также пришлось заниматься импортозамещением. Перспективный вертолет "Ансат" производится с 2022 года, но на него ставился двигатель Pratt & Whitney. Его заменит российский агрегат ВК-650В, который пойдет и на Ми-34.

Для покупателей летной техники принципиальным вопросом является ее сервисное обслуживание со своевременной поставкой запасных частей. Большие проблемы, вспомнил глава "Ростеха", возникли в этом плане с первым "Суперджетом". Сейчас госкорпорация создала восемь сервисных пунктов, к 2030 году увеличит их количество до 15. "Вместе с авиакомпаниями, которые также имеют свои сервисные службы, у нас их будет 50. Мы вовремя будем и обслуживать, и поставлять запасные части", - не сомневается Сергей Чемезов.

Серийное производство самолетов МС-21, SJ-100 и Ил-114 планируется начать в 2026 году

Михаил Мишустин указал на значение финансовой модели производства парка самолетов и вертолетов. "Все ждут этих самолетов. Знаю, что корпорация старается сделать их надежными, эффективными - в этом смысл. Без сомнения, все должно быть безопасно, - согласен он. - Но финансовая модель, то есть возможности, которые потом предоставят производители авиакомпаниям для закупок, должна быть сходной".

Занимается "Ростех" и гражданской продукцией. Выручка от нее за первое полугодие 2025 года достигла 455 миллиардов рублей. "Практически каждый третий рубль заработан производством гражданской продукции", - рассказал Чемезов.

Большой блок разработок - медицинское оборудование. На этом направлении работают 26 предприятий. В медучреждениях стоят 85 тысяч единиц аппаратуры, произведенной "Ростехом". "Мы поставили амбициозную цель перед собой - увеличить в четыре раза присутствие на рынке. И для этого намерены запустить в серийное производство около 40 новых видов высокотехнологичного оборудования", - заявил руководитель госкорпорации.

Недавно был зарегистрирован онкосканер с искусственным интеллектом. У человека берут пункцию, вставляют в аппарат, который автоматически сравнивает цифровую фотографию с базой данных. Определение рака происходит за несколько минут. "Когда человек проверяет и анализирует эти снимки, то процент ошибок достаточно высокий, а искусственный интеллект фактически их сводит к нулю", - объяснил Чемезов. Также в России стали делать датчики для людей с сахарным диабетом.