Эксперт Калинин: Приказ Трампа по подлодкам не создает новый карибский кризис

Американский президент Дональд Трамп объявил, что отдал приказ разместить две атомные подводные лодки поближе к границам России. Сам он при этом выразился завуалировано - мол, субмарины будут перемещены в некие "соответствующие регионы", но о чем именно идёт речь, понятно. Как следует к этому относиться. То, что это явный недружественный шаг, однозначно. Но стоит ли вести речь о том, что Трамп создаёт новый Карибский кризис и вообще вот-вот готов начать ядерную войну, как об этом сейчас говорят?

Эксперт Калинин: Приказ Трампа по подлодкам не создает новый карибский кризис
© Российская Газета

Я думаю, для этого нет оснований. Для начала посмотрим с военной точки зрения: насколько близко к границам РФ могут подойти подлодки? В Черное море они не зайдут, в Балтийское тоже. Могут попробовать сунуться в Баренцево море, но это чревато последствиями. У России имеется система обнаружения чужих субмарин и противолодочные силы Северного флота не спят. А обнаружение подлодки считается провалом, поскольку в таком случае становятся известны ее акустические и электромагнитные портреты. Трамп об этом может не знать - он вообще не раз демонстрировал, что порой слабо разбирается в темах, на которые рассуждает, но американские адмиралы хорошо понимают, чем грозит приближение к российским берегам.

С точки зрения улучшения позиции для ракетного удара смысла подходить ближе тоже нет. Баллистическая ракета "Трайдент II", которые несут на борту американские ПЛАРБ типа "Огайо", летит со скоростью 6 километров в секунду. Получается, что приближение на тысячу километров сократит подлётное время всего лишь примерно на три минуты. Вот почему стратегические атомные подводные лодки всегда скрываются в океане вдали от чужих берегов. Кстати, вопрос: а почему все говорят об американских лодках и не принимают в расчет российские? А ведь они тоже находятся на боевом дежурстве, и потому не удивлюсь, если в ответ на необдуманные слова президента США наш Главный штаб ВМФ уже тоже отдал соответствующие приказы. При этом по количеству стратегических атомных подводных лодок с баллистическими ракетами Соединённые штаты и Россия имеют паритет. То есть нанести удар и остаться безнаказанными США не смогут в любом случае.

Кроме того, я бы обратил внимание на политическую составляющую. В феврале следующего года истекает срок действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) - пожалуй, последнего документа, определяющего ядерное сдерживание. Когда весной МИД России заявил, что перспектив сохранения ДСНВ нет, это вызывало острую реакцию в США - там понимают, чем это грозит. Вот и Трамп не далее как 25 июля ещё раз высказался: мол, завершение действия договора станет проблемой для всего мира, а потому его надо перезаключать. Неужели он всего спустя неделю забыл о том, что говорил, начав бряцать ядерным оружием? Да нет, похоже, Трамп просто в очередной раз использует свой приём ведения деловых переговоров, которым хвастался в книгах: дескать, я всегда ставлю завышенные требования, чтобы сбить партнёра с толку, и так достигаю цели. Вот только Трамп, видимо, запамятовал, что сейчас он уже не бизнесмен, а президент, и речь идёт о вопросах войны и мира, которыми не шутят.

Справка "РГ"

Подводный флот США насчитывает 71 атомную подводную лодку (АПЛ) и является крупнейшим в мире. На вооружении ВМС США состоят подлодки четырех классов - "Огайо" (Ohio), "Лос-Анджелес" (Los Angeles), "Сивулф" (Seawolf; с англ. - морской волк) и "Вирджиния" (Virginia).

Стратегические АПЛ класса "Огайо" составляют основу морской компоненты ядерной триады США, они носят 54% ядерного арсенала США. Для целей ядерного сдерживания предназначены 14 подлодок этого класса, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами "Трайдент" (Trident), еще четыре переоборудованы для крылатых ракет "Томагавк". 53 тактических подлодки остальных трех типов представляют собой многоцелевые ударные субмарины, которые предназначены для поражения морских и подводных судов противника, поддержки наземных операций и разведки.

Подлодки "Огайо" - основа морской части ядерной триады США. Относятся к третьему поколению американских АПЛ. Разрабатывались с 1972-го, строились в 1976-1997 годы на замену устаревшим подлодкам типа "Бенджамин Франклин". Единственные носители БРПЛ в ядерном оснащении в ВМС США, основной носитель - твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета "Трайдент" II D5 максимальной дальностью около 12 тыс. км, которая с 2017 года заменяется на модернизированную "Трайдент" II D5/LE (англ. life-extended) с усовершенствованной системой наведения. Каждая могла нести до 24 ракет этого типа, однако по договору СНВ-3 их загрузка была сокращена до 20. Как правило, единовременно на боевом дежурстве состоят восемь-десять подлодок такого типа, остальные находятся на плановом обслуживании. Обычно четыре-шесть ракетоносцев патрулируют акватории Тихого океана и Атлантики. В среднем подлодки находятся 77 часов в море и 35 дней на обслуживании в порту. Базируются на базах ВМС в Кингс-Бэй на Атлантическом побережье (Джорджия) и в Бангоре на Тихоокеанском побережье (Вашингтон).

Характеристики АПЛ "Огайо"

Длина - 170,69 м

Ширина корпуса (максимальная) - 12,8 м

Водоизмещение (надводное) - 16 674 т

Водоизмещение (подводное) - 18 750 т

Скорость - более 20 узлов

Вооружение - Trident II D-5/D5LE

Экипаж - 155 человек (из них 15 офицеров)

Энергетическая установка - реактор S8G