Степанакерт взбесил Алиева. ТАСС уполномочен подчиниться?
Государственное информационное агентство ТАСС выполнило требование МИД Азербайджана и поправило заметку о сносе памятника русскому художнику Ивану Айвазовскому. В итоге название «Степанакерт», которое вызвало гнев официального Баку, из материала убрали, оставив лишь уточнение, что памятник демонтировали в Карабахе.
Накануне внешнеполитическое ведомство АР публично выступило с жестким антироссийским заявлением и потребовало, чтобы ТАСС извинился за то, что в сообщении о демонтаже памятника художнику-маринисту в Ханкенди приведено название «Степанакерт», которое использовалось, когда существовала непризнанная Нагорно-Карабахская республика.
Кроме того, по словам пресс-секретаря ведомства Айхана Гаджизаде, бюст Айвазовского был якобы незаконно установлен без разрешения Баку, что показывает «неуважение со стороны РФ».
«Мы ожидаем от российской стороны прекращения искажений азербайджанских топонимов и использования наименований, применявшихся в прошлом сепаратистским режимом.
В случае повторения подобных инцидентов, Азербайджан, руководствуясь принципом взаимности, может начать называть ряд населённых пунктов на территории России их историческими именами», – следует из заявления, размещенного на сайте МИД Азербайджана.
С требованием к ТАСС также выступило государственное ИА «АЗЕРТАДЖ». Там пригрозили писать Кёнигсберг вместо Калининграда, Орынбор (Оренбург), Сарысу (Волгоград), Солжа-Гала (Грозный), Тоёхара (Южно-Сахалинск), Петроской (Петрозаводск) и т.д.
В итоге материал, вызвавший неудовольствие азербайджанского МИД, ТАСС отредактировал. Но вопрос в том, удовлетворится ли этим Баку или захочет теперь получить еще и публичные извинения от российского информагентства. Что с учетом явно антироссийского курса азербайджанских властей вряд ли кого-либо удивит.
В этом плане как раз вызывает недоумение позиция МИД РФ, который «вообще забыл слово «Азербайджан»», замечает в своем ТГ-канале блогер и общественный деятель Сергей Колясников.
Он напомнил заявление представителя ведомства Дмитрия Масюка месячной давности, который сказал, что «отдельные силы пытаются внести раскол в отношения Москвы и Баку». И призвал наших дипломатов «очнуться». Потому что «это не «отдельные силы» - это делает Азербайджан и лично Алиев».
«Понимаю, очень хочется, чтобы «само рассосалось» и «вернулось, как было». Это наш рабочий метод последних десятилетий. Но этого не будет», - пишет автор канала.
Как «очередной ультиматум от страны-стратегического партнера» расценил указание МИД АР историк Александр Дюков.
Миролюбивую риторику российского дипведомства он тоже считает ошибочной:
«За Азербайджаном вообще надо признать виртуозное понимание наших властей. Поглядите как красиво: тут и неуловимое вне культурного кода оскорбление («АЗЕРТАДЖ уполномочен заявить» – значит, Баку доминирует), и сакральные речекряки про «добрые отношения» и «взаимность» – и сразу список территориальных претензий к России. По сравнению с этой смысловой виртуозностью заявления нашего МИД выглядят очень бедно…».
Что характерно, отмечает Дюков, «ответных ультиматумов (например, касающихся антироссийского содержания азербайджанских учебников истории) мы почему-то не слышим».
Вообще трудно не заметить, что политика официального Баку становится откровенно враждебной. Однако Москва, создаётся впечатление, старается этого не замечать. Хотя подобное благодушие лишь раззадоривает азербайджанских «партнеров».
Достаточно вспомнить, сколько недружественных выпадов в адрес России было сделано с их стороны в течение только последних нескольких месяцев. Мало того, Азербайджан демонстративно вооружает Украину, а также поставляет ей энергоносители, которые используются для ведения боевых действий против наших военных.
Собственно, на чьей Баку стороне особенно ярко продемонстрировал недавний эпизод с нацистскими шевронами ВСУ, коллекцию которых Алиев принял с благосклонностью от киевской журналистки, призвав украинцев «продолжать так же» и «никогда не соглашаться на оккупацию».
А в это время в азербайджанских застенках сидят наши журналисты и айтишники, которых власти страны обвинили в шпионаже и в причастности к транзиту наркотиков. Фактически - взяли в заложники.
Почему мы до сих пор не указали азербайджанским «партнерам» на место?
Этот вопрос «СП» адресовала известному историку и политологу, президенту Московского центра изучения публичного права Аждару Куртову:
- Официальная риторика Баку, действительно, становится все агрессивней, и выпады против России учащаются, равно учащаются и конкретные шаги. Но я, честно говоря, не вижу в этом ничего нового, поскольку за политикой Азербайджана слежу очень длительный срок. И позволю себе напомнить некоторые факты.
Ведь Азербайджан был одним из закоперщиков распада Советского Союза. Долгие годы бытовала версия, что это три президента славянских республик в Беловежской пуще развалили СССР.
Между тем, в Нахичевани в конце 90-х, когда еще существовал Союз, было движение, возглавляемое «Народным фронтом Азербайджана», по демонтажу пограничных сооружений. А что такое пограничные сооружения? Граница, это обязательный атрибут любой государственности, то есть они тогда сознательно разваливали, расшатывали государственность.
Карабахский конфликт тоже ведь уходит корнями в советскую эпоху.
Кстати говоря, снос памятника Айвазовскому в Карабахе - не единственный случай подобного рода. Но, прежде всего, отмечу, что фамилия «Айвазовский» это русифицированный вариант, на самом деле художник - армянин. Хотя это не играет никакой роли. Он - великий художник, творчеством которого надо было бы только годиться.
К сожалению, в ходе не такой уж длительной истории независимого Азербайджана были многочисленные факты, когда на его территории уничтожались памятники, древние кладбища, которые принадлежали армянам. И эта ненависть к другому народу во всем проявляется.
Если не ошибаюсь, сейчас в Карабахе перекрасили в цвета национального флага Азербайджана знаменитый памятник «Мы – наши горы» («Дедушка и бабушка»), который является одним из символов армянского культурного наследия региона. Что тоже, в общем-то, является надругательством. И дискутируют, не снести ли его полностью.
Подобные факты не единичны. Длительное время эта вражда вырывалась наружу и проявлялась по-разному. И в настоящее время проявляется.
«СП»: Как объяснить, что мы так вяло реагируем на выпады Баку?
- Я думаю, это не потому, что нет воли. Будем откровенны, мы переживаем сложный период во взаимоотношениях со многими государствами. Страна наша ведет военные действия. И в этих условиях множить число врагов и проблем, с которыми придется что-то делать, - неразумная политика.
Дипломатия это ведь вообще область человеческого бытия, которая рассчитана на сотрудничество, а не на конфронтацию. Можно было бы, конечно, хлопнуть дверью, чуть ли не разорвать дипломатические отношения.
Но надо же прогнозировать, к чему это приведет. И вряд ли подобная линия поведения заставит Баку отказаться от того курса, который там сейчас взят.
«СП»: И что же, терпеть?
- Нет, конечно. Не реагировать тоже нельзя. Вялое реагирование всегда поощряет только еще большие пакости. А спектр возможных действий у России очень и очень широкий. И они не раз применялись в разных ситуациях.
Например, это сокращение закупок азербайджанской сельскохозяйственной продукции после соответствующих проверок ее качества. Что весьма болезненно отразится на экономике Азербайджана.
Если же с нашей стороны будет недостаточно четкая реакция, то Москве надо готовиться к тому, что будет реализован проект Зангезурского коридора, который, прежде всего, конечно, выгоден Турции. В меньшей степени США, но совершенно невыгоден интересам нашей страны.
Потому что это угроза разрастания пантюркизма не только, собственно, в Азербайджане и республиках Средней Азии, но даже в России. Я, например, недавно читал сообщение о том, что якобы в некоторых школах Дагестана проводились уроки, где ученики скандировали «Наша родина Азербайджан» и клялись в верности именно Ильхаму Алиеву.
То есть враждебные действия Азербайджана очень во многом проявляются. И реагировать на это, безусловно, необходимо.
В конце концов, у нас есть мощная Каспийская флотилия – на Каспии самый боеспособный Военно-морской флот именно у России. И есть союзник – Иран, который тоже понимает, что все эти проекты, связанные с Зангезурским коридором, направлены, в том числе против него.
Но тут есть вопросы и к российской власти, насколько она адекватно и четко прогнозирует развитие ситуации.