"Союз" рассказывает о белорусских моряках и подводниках, прославивших Родину

День Военно-морского флота по доброй традиции ежегодно отмечают в Беларуси. С гордостью надевают мужчины выгоревшую тельняшку, бескозырку, брюки-клеш, а адмиралы - награды, кортик, белый китель и белую фуражку. Приосанились. Красавцы! Стройные, подтянутые, бодрые и словно помолодевшие! Ни дождь, ни ветер, ни домашние заботы им сегодня не помешают встретиться. Ведь что для моряка дождь, если он когда-то пережил шторма? Погружение в глубину и всплытие. Длительные расставания на берегу и встречи в родном порту или на военно-морской базе! А домашние заботы? Подождут. Они решались и без них, когда месяцами моряки были в морских походах. Сегодня у них праздник!

"Союз" рассказывает о белорусских моряках и подводниках, прославивших Родину
© Российская Газета

… Служба многих наших земляков на Русском императорском флоте, в советское время на Военно-морском флоте и сегодня на защите нашего общего Отечества в водах всех океанов - часть нашей славной истории. Мы должны не только поздравлять их в этот день, помнить и гордиться подвигами моряков в военное и мирное время, но и ежедневно использовать их воспитании молодежи, особенно в сегодняшнее предгрозовое время.

Я низко кланяюсь всем, у кого гордое звание - матрос, старшина, мичман, капитан 1 ранга…. Но все же чаще в статье будет встречаться звание адмирал - и это справедливо. Ведь это те люди, которые на своих плечах носили все имеющиеся морские звания и погоны, кто десятилетиями выходил "в открытое море в суровый и дальний поход", и для кого одной из любимых песен, которую знают все моряки является "Севастопольский вальс"!

Работая над книгой "Беларусь - России и миру", собрал много достойного и во многом нового материала о морской славе Беларуси, каждом адмирале-белорусе. Уверенно могу сказать: если на карте Республики Беларусь отмечать места рождения только моряков-адмиралов, то свободного места не будет…

"Морским судам быть"

Так решила Боярская дума после завоевания крепости Азов 30 октября 1696 года. 27 июля 1714 года - день победы при Гангуте - стал праздником российского военного флота. С середины XIX века 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты. С 1939 года празднование отмечалось ежегодно 24 июля, а с 1980 года - ежегодно, в последнее воскресенье июля. С 2017 года восстановлена традиция проведения в этот день Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге.

Хотя в нашей стране выхода к морю нет, но далеко не правы те, кто считает, что Беларусь - не морская держава. Нам есть, что сказать, и есть, кем гордиться! Моряки-белорусы - это не "свядомый" миф и не плод воображения, а самая настоящая гордость Беларуси!

Морская пехота

Город Гродно в какой-то мере можно назвать родоначальником русской морской пехоты. В ноябре 1705 года Петр I находился в Гродно и здесь издал указ об "учинении полков морских солдат". Позже тут сформировали первый морской полк.

Под Андреевским флагом

С 1699 года официально флагом военного флота России стал стяг с Андреевским крестом. Российскому флоту служили три адмирала с белорусскими корнями, шесть вице-адмиралов и 14 контр-адмиралов. Соратник Петра I адмирал Александр Данилович Меншиков имел белорусские корни, владел родовым имением около Орши - стоял у истоков создания военно-морского флота, его правнук-тезка - Александр Сергеевич Меншиков в звании адмирала руководил Морским министерством Российской империи (1836-1855).

Мало кто знает о белорусском происхождении Григория Потемкина, генерала-фельдмаршала - создателя Черноморского флота и его первого главноначальствующего. На вопросы Екатерины II, где бы он хотел получить в дар поместья, Потемкин неизменно отвечал: "На Белой Руси - родине предков". В 1774-1783 годах владел местечком Дубровно близ Орши, Кричевской волостью, содействовал строительству Кричевской судоверфи, завел там лесопильни, канатную фабрику и мануфактуру парусиновую - все для флота российского.

Первым моряком в старинном вполне сухопутном роду шляхтичей Корсаков из-под Полоцка был Воин Яковлевич Римский-Корсаков (1702-1757), вице-адмирал, командовал Кронштадтской эскадрой, составил проект преобразования военно-морских учебных заведений в Морской шляхетский кадетский корпус. Начиная с него, в роду Римских-Корсаковых 18 человек были моряками, девять - адмиралами.

С 1798 по 1829 год постоянно участвовал в войнах и сражениях выходец из Минской губернии Лука Богданович - "полный адмирал". Единственный из белорусов, награжденный за один бой - Навари́нское морское сражение против турецко-египетского флота - сразу четырьмя орденами разных стран - России, Великобритании, Франции и Греции.

Андрей Вилькицкий из Докшицкого района возглавил первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию и провел ряд исследований на Новой Земле. Он представил в правительство проект создания ледокольного флота России и стоял у истоков его создания. Ледоколы "Вайгач, и "Таймыр", построенные на верфях Невского судостроительного завода, впервые в истории арктического мореплавания прошли с зимовкой по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск (1914-1915), а начальником этой экспедиции был его сын Борис Андреевич. Во врученном приветственном адресе он был назван "российским Колумбом".

Могилевская губерния дала Российскому флоту 12 морских офицеров из рода Бурачек. Евгений Бурачек с 1859 года осуществлял кругосветное плавание на клипере "Разбойник"; основатель и первый командир Владивостокского поста, затем порта. Его брат Павел Бурачек (1837-1916) был начальником Кроншадтской Водолазной школы, а его четыре сына - старшими морскими офицерами служили Российскому и Советскому флотам.

Не берег своих сыновей в штабах и мануфактурах вице-адмирал Генрих Цывинский (родился в семье белорусского происхождения). Его сыновья были моряками. Евгений утонул с экипажем в Цусимском сражении, Георгий погиб при взрыве корабля, торпедированного германской подводной лодкой

Одним из тех скромных героев, на которых во все века держалось российское государство, был капитан 1 ранга Павел Шишко из Витебской губернии. 22 октября 1915 года он командовал на Балтийском флоте десантной операцией на мысе Домеснес. Десантники тогда высадились в тылу у германских войск, внеся вклад в срыв немецкого наступления на Ригу. В 1917 году Шишко командовал Ревельским морским батальоном смерти...

Может гордиться Беларусь моряками Рыбалтовскими, предки которых с 1596 года владели имением в Минской губернии. Они в родстве по женской линии с другим знаменитым древним белорусским родом Витебщины, к которому относился знаменитый Александр Казарский - командир брига "Меркурий". Известны 14 морских офицеров в званиях от лейтенанта флота до контр-адмирала, которые служили и Российскому, и Советскому ВМФ.

Под военно-морским флагом СССР и РФ

У истоков создания Военно-Морских Сил СССР стояли: Ромуальд Муклевич из м. Супрасль Гродненской губернии - начальник ВМС РККА, участвовал в издании первого Боевого устава ВМС РККА и Корабельного устава; Григорий Окунев из г. Рогачева и Константин Еремеев из Минска - руководили политуправлениями флотов.

Более 120 белорусов в адмиральских званиях служили и служат на ВМФ СССР и РФ. Среди них - адмиралы ВМФ СССР - Николай Амелько, адмиралы ВМФ РФ - Александр Витко, Григорий Гуринов, Юрий Ильин, 32 вице-адмирала и 85 контр-адмиралов. Первые адмиральские звания и погоны получили в 1940 году - В.П. Дрозд, Н.Ф. Заяц, Г.И. Михальков, А.Г. Орлов, П.Ф. Папкович. М.П. Скрыганов, П.А. Трайнин. Пять адмиралов удостоены звания Героя Советского Союза - Г.Н. Холостяков, А.И. Гурин, В.М. Лозовский, В.В. Холод, Е.А. Томко. Наш земляк В.Н. Дронов стал Героем РФ.

Командующие флотами - В.П. Дрозд, Г.Н. Холостяков, Н.И. Амелько, А.В. Витко, Г.Н. Гуринов, А.О. Воложинский, В.П. Кравчук. Руководили Военно-морской академией Георгий Окунев, Павел Стасевич, Адам Римашевский.

Подводной лодке быть!

Особое место в структуре ВМФ занимает подводный флот. И здесь белорусы были на высоте, хотя опускались в боевом походе на подводных лодках в глубины океана. Но сначала лодки нужно было придумать, построить. Именно белорусы стоят у истоков создания подводных лодок (далее - ПЛ).

Прототип ПЛ был создан в России в 1834 году инженер-генералом Карлом Шильдером из белорусской шляхты Витебской губернии. Лодка приводилась в движение мускульной силой при помощи механических "ласт". Передвигаясь под водой, аппарат мог приблизиться к вражескому кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем, в будущем - пуск с ПЛ боевых ракет. Так привычно пишется в исторической литературе.

Но редко говорится, что Шильдер использовал идеи земляка Казимира Черновского, который родился в 1791 году в имении Корытница, ныне Белыничский район. Заключенный за революционную деятельность в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, в 1825-1829 годы он разработал проект подводного корабля - цельнометаллической лодки, с выдвижным перископом, впервые в мировой практике обосновал необходимость использования для строительства подлодки металла и придания кораблю обтекаемой цилиндрической формы. От этого первого проекта в дальнейшем отталкивались создатели русских ПЛ. Военное министерство, учитывая революционное прошлое автора, не дало изобретению ход.

Через 20 лет после К. Шильдера, с 1854 по 1867 год под руководством военного инженера Оттомар (Константина) Герна, тоже из Витебской губернии, и по его проектам были разработаны и построены с постоянным совершенствованием четыре образца ПЛ. Однако, поскольку практических результатов от опытов и исследований не было, в 1876 году работы прекратили.

Но творческую мысль остановить было нельзя. И снова - первый конструктор серийных ПЛ - Степан Джевецкий, родился в 1843 году в семье белорусского происхождения. В 1884 году создал первую в мире подлодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора. В 1907 году по его проекту построена ПЛ "Почтовый" с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Основная его заслуга - организация подводного флота в России. 19 марта 1906 года Николай II издал указ об учреждении в составе Российского флота отдельной флотилии подводных кораблей, этот день с в России отмечается как День подводника.

Лев Мациевич, белорус по происхождению, с 1907 года - наблюдатель за постройкой ПЛ на Балтийском заводе в Петербурге. Разработал 14 проектов подводных кораблей, изобрел двигатель, пригодный для надводного и для подводного хода лодок.

На благо создания российского ВМФ работали Масальский Даниил (1739-1832) - первым в России применил металлическую обшивку для подводной части корпуса судна. Чернов Константин (1842-1877) - конструктор артиллерийского вооружения и морской артиллерии. Гершун Александр (1868-1915) - разработал ряд новых оптических приборов для ВМФ России (прицелы, дальномеры, бинокли) и другие талантливые белорусы.

…Когда усталая подлодка из глубины идет домой

Белорусы командовали подводными лодками, а потом соединениями ПЛ. Мне известен Вячеслав Клочковский из Витебской губернии, с 1908 года командир лодок "Пескарь" и "Окунь", командир школы подводного плавания.

Первыми командирами ПЛ до и в годы Великой Отечественной войны были: с 1926 года - Максим Скрыганов из. Цупер Жлобинского района; Владимир Денисов из д. Вальняки Городокского района; уроженец г. Барановичи Георгий Холостяков, с 1933 года - командир первой ПЛ серии "Лосось" (позже известной как ПЛ "Щука"); с 1935 год - Евгений Шулаков из г. Лунинец; Верховский Сергей из с. Ильино Витебской губернии.

Долгожитель-подводник Александр Евдокименко (родители из деревень Зори и Комаровичи Могилевской области) с 1960 года командовал дизельной, затем атомной подводными лодками. На флоте прослужил 42 года. В 2023 году отметил 92-летие!

Егор Томко из д. Левоновцы Миорского района командовал атомной многоцелевой подводной лодкой. В общей сложности восемь лет находился под водой. Звания Герой Советского Союза (1978) удостоен за успешное руководство первым в истории ВМФ групповым переходом под сплошным льдом Арктики с Северного на Тихоокеанский флот.

Станислав Козинцев из г. Калинковичи, Полюхович Геннадий из г. п. Заславль, Лагир Вячеслав из г. Мозыря, Домнин Владимир из г. Поставы также многие годы были командирами современных АПЛ, потом дивизий АПЛ.

От отца к сыну - по подводным отцовским маршрутам

Вызывают уважение и гордость династии белорусов-подводников: когда отцов на мостике и за перископом на ПЛ сменяли сыновья.

Андрей Воложинский (его отец из Буда Пуховичского района), вице-адмирал. С 1995 года - командир ракетной АПЛ стратегического назначения СФ "Борисоглебск". Начальник Главного штаба ВМФ РФ - первый заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ (2015-2019). Его брат - Михаил, капитан 1 ранга, командир ПЛ, сын - Ольгерт, капитан-лейтенант, служил на ПЛ СФ. Жители Быхова гордятся земляками контр-адмиралом Наумом Цырульниковым, который в 1934 году принял к командованию ПЛ на ТОФ и его сыном Вадимом - начальником штаба дивизии ПЛ СФ.

Петр Дронин, контр-адмирал из д. Хадечино Кличевского района. В 1957 году командиром дизельной ПЛ впервые в СССР совершил подледное плавание. Его сын - Юрий, капитан 1 ранга, командовал АПЛ на СФ. Костев Георгий из г. Жлобина, командовал АПЛ, совершил 10 больших океанских и морских походов. Сын Игорь - командир АПЛ, начальник штаба 24-й дивизии ПЛ СФ. Поведенок Михаил из п. Веречье Городокского района, в 1967 году принял к командованию дизельную ПЛ, его сын - Леонид, капитан 1 ранга, тоже был командиром АПЛ. Михаил Соколовский из г. Витебска, вице-адмирал посвятил службу на подводном флоте, его сын Сергей - начальник штаба соединения ПЛ СФ.

Стоит особо подчеркнуть, что среди белорусов-подводников, есть и такие, кому недостаточно погружение на сотню метров: и как летчики-космонавты наши земляки Владимир Коваленок и Петр Климук и "Чайка" Валя Терешкова хотели утолить свою любознательность и долететь поближе к звездам, так и белорусы-подводники задавались вопросом: "А што там глыбей?" И даже происходившие трагедии в морских глубинах не останавливали их.

Это я про профессию - гидронавт, акванавт, о специалистах по глубоководным погружениям, для них характерно длительное пребывание и работа в подводных домах, лабораториях или подводном аппарате, цели и задачи их работы разные, чаще секретные. В открытой печати известна войсковая часть №45707 - отряд подводников, который отвечает за испытания и эксплуатацию атомных глубоководных станций, он создан по образцу отряда космонавтов. Кандидаты в отряд проходят медицинскую комиссию по тем же требованиям, что и космонавты.

Именно этой частью (10-й отряд гидронавтов) МО СССР командовал в 1982-1992 годы Валентин Холод из д. Петровичи Смолевичского района, Герой Советского Союза, участник семи дальних походов, в том числе продолжительного испытательного похода подо льдами Арктики, командир ПЛ. Владимир Дронов, контр-адмирал, уроженец г. п. Бегомль Докшицкого района, Герой РФ, командир АПЛ, бригады ПЛ СФ, тоже практически занимался глубоководными исследованиями. Все мои вопросы о своей службе акванавтом как будто не слышит...

Не скажет ни камень, ни крест, где леглиВо славу мы Русского флага…

Служба на флоте сама по себе сравнима с подвигом, но белорусы внесли в копилку военно-морской славы Отечества особенно яркие подвиги во время выдающихся открытий и морских сражений в устье Невы, у Гангута, Чесмы, Наварина, при разгроме турецкого флота у Синопа, при обороне Севастополя и в Порт-Артуре… Многие белорусы "положили животы своя за Веру, Царя и Отечество".

Покоритель Таймыра

Представитель старинного рода с могилевщины Василий Прончищев - мореплаватель, первый исследователь полуострова Таймыр в Северном Ледовитом океане в 1735-1736 году, будучи капитаном дубель-шлюпа "Якуцк" и начальником отряда. Впервые нанес на карту около 500 километров побережья Таймырского полуострова. После зимовки, на обратном плавании в августе 1736 года он скончался от цинги. Похоронен на о. Таймыр. Рядом с ним похоронена жена - Татьяна. Первая европейская женщина в заполярном плаванье, умерла тоже от цинги через 13 дней после смерти мужа.

Потомству в пример

18-пушечный бриг "Меркурий", которым командовал уроженец местечка Дубровно Александр Казарский, в мае 1829 года вступил в бой с двумя турецкими кораблями, имеющими в сумме десятикратное превосходство в количестве орудий! И одержал блестящую победу! В 1833 году в Севастополе ему поставлен самый первый памятник. Деньги на его создание по подписке шли от морских офицеров, служивших на Черном и Балтийском, Белом и Охотском морях, с Камчатки и из многих других мест России. На нем лаконичная, но полная глубокого смысла надпись: "Казарскому. Потомству в пример". Решением императора бриг стал вторым и последним в русском флоте после линейного корабля "Азов", удостоенный кормового Георгиевского флага. Еще император повелел: "...по приходе в ветхость заменить его другим, продолжая сие до времен позднейших, дабы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его имя во флоте никогда не исчезали, переходя из рода в род, на вечные времена служили примером потомству".

Порт-Артур - город чести и славы

В Русско-японскую войну первым затонул броненосец "Ослябя", из 515 погибших 47 матросов были уроженцами Беларуси. На броненосце "Император Александр 111" из команды в 867 человек погибли все, включая 63 моряков из белорусских губерний (как свидетельствует в своих трудах белорусский историк Николай Малишевский).

Политрук полярного "Варяга" или последний парад наступает.

Зелик Элимелах родился в 1911 году в г. Гомель, капитан 3 ранга, военный комиссар ледокола ЛД-6 "Александр Сибиряков". 25 августа 1942 года экипаж ледокола принял бой с немецким крейсером "Адмирал Шеер", который по водоизмещению в девять раз превышал советский ледокол. После тяжелого ранения капитана корабля командование принял Элимелах. Когда стало очевидно, что гибель ледокола неизбежна, он приказал открыть кингстоны. "Сибиряков" погружался в бездну Карского моря... Немцы взяли в плен часть экипажа и капитана. Не сошли с корабля комиссар Зейлик Абрамович Элимелах и старший механик Бочурко - погибли вместе с кораблем. На глубине 50 метров в Карском море около острова Белуха лежит "Сибиряков" - полярный "Варяг". Корабли, проходя это место, припускают флаги и салютуют гудками. Один из островов в Карском море носит имя Героя.

Бессменная вахта

Капитан третьего ранга Анатолий Испенков из деревни Хвостово Витебской области не оставил свой пост, несмотря на команду посыльного покинуть терпящую бедствие в Норвежском море подводную лодку "Комсомолец" (7 апреля 1989 года). В аварийной обстановке заменил потерявшего сознание вахтенного матроса у дизель-генератора, остался на лодке один и до последней минуты своей жизни нес вахту - обеспечил субмарину электропитанием, чтобы ее смогла покинуть хотя бы часть экипажа. Анатолий и сейчас лежит там, на нижней палубе затопленного третьего отсека, 34 года длится его бессменная вахта.

"…Но ты не думай, что зря погиб и все это пусто ушло, не думай. Ты же Титан, Анатолий, понимаешь? Когда-нибудь, потомки наши далекие, когда по дну океанов ходить научатся, найдут кости твои, восстановят всю эту историю и дрожать будут от благоговения перед тобой и поступком твоим - ты же жизнь свою за других отдал не так, чтобы в общем, на словах и под знаменем, а конкретно - взял и отдал свою жизнь за почти семь десятков других, а это, знаешь, только и есть то, о чем помнить следует. И не только в Витебске о тебе помнить будут, ты не думай, хотя, кажется мне, что не об этом ты думал. А о чем? Да ладно, не отвечай - нам все равно не понять. Спи, спи спокойно", - это из письма-реквиема неизвестного витеблянина.

Рассказы о подвигах белорусских моряков можно продолжить, пусть простят меня Герои, о чьих подвигах я не рассказал…

Сегодня на ВМФ РФ достойно служат наши земляки: вице-адмирал Сергей Рекиш - с 2000 года командовал атомным подводным крейсером, в настоящее время - начальник штаба - первый заместитель командующего ТОФ; контр-адмиралы Олег Гуринов, Юрий Ореховский, Вадим Кулить, Алекандр Гринкевич, и уверен есть еще имена, которые я не знаю, но надеюсь узнать с помощью читателей любимой газеты.

Семь футов вам под килем! А число погружений пусть всегда равняется количеству всплытий!