Почему в Азии заново вспыхнула старая война за исторические святыни
Мелкий приграничный конфликт, внезапно разгоревшийся в Юго-Восточной Азии, грозит перерасти в настоящую крупную войну. По крайней мере, в пятницу Таиланд объявил начало военной операции «Война за землю», направленной против соседней Камбоджи. Поводом стал спор вокруг зданий и символов, священных для обеих народов. О чем идет речь?
Боевые действия начались в четверг в районе так называемого «Золотого треугольника», где сходятся границы Таиланда, Лаоса и Камбоджи, а затем распространились на триста километров западнее, на другой спорный участок. В обоих случаях это труднодоступные джунгли с многонациональным, но малочисленным населением. Обе стороны применяют артиллерию – и ствольную, и РЗСО «Град», и авиацию. Есть потери среди мирного населения, разрушены дома в приграничных селениях. В Камбодже настаивают на том, что они сбили один тайский F-16, в Бангкоке это опровергают.
Утром в пятницу Таиланд атаковал тыловые склады камбоджийской армии агродронами со сбросами (аналог украинской «Бабы-Яги»). Видно, что в Бангкоке пытались набираться современного опыта и быстро нарастили флот тяжелых ударных дронов, который в разы превосходит камбоджийские возможности в воздухе.
Авиаудару подверглись штабы двух камбоджийских бригад. Превосходство в дронах пока позволяет тайцам наносить удары в глубине Камбоджи. В то же время спешная переброска к границе старых американских зенитных установок Duster (аналог российских ЗСУ – «зушек») свидетельствует о желании тайских военных прикрыть свои войска. Очевидно, что в Бангкоке намерены учитывать современные военные тенденции, но соответствующих средств ведения боевых действий не хватает обеим сторонам.
Конфликт развивается вокруг двух индуистских храмовых комплексов Прэахвихеа и Та Моан Тхом, посвященных богу Шиве и построенных в конце IX века. Прэахвихеа включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены храмы были в период возвышения первой Кхмерской империи, но после упадка кхмерской государственности несколько провинций современной Камбоджи на сотни лет попали под контроль тогда бурно развивавшегося Тайского королевства.
До появления в Юго-Восточной Азии европейцев в регионе постоянно шла борьба между то возникавшими, то исчезавшими крупными империями кхмеров, тайцев и бирманцев. С приходом в регион французов ситуация изменилась. В начале ХХ века Париж настоятельно попросил Тайское королевство вернуть Камбодже столетиями оккупированные провинции, включая ключевую, в которой находится главная святыня страны кхмеров – храмовый комплекс Ангкор-Ват, и в 1907 году Таиланд под давлением Франции вынужден был это сделать.
Камбоджа тогда входила в состав Французского Индокитая, и провинции с храмовыми комплексами фактически перешли под контроль Парижа.
В начале Второй мировой войны Япония пообещала тайскому королю вернуть отторгнутое французами, что привело к короткой франко-тайской войне в 1940-41 годах. По факту французы на войну не явились, поскольку быстро капитулировали в Европе, а гарнизон Индокитая перешел на сторону правительства Виши, то есть стал союзником Японии и Таиланда.
Камбоджа получила независимость от Франции в 1953 году, и пограничный конфликт вспыхнул вновь. Уже в 1954 году тайцы снова заняли приграничный храмовый комплекс. Но в 1975 году к власти в Камбодже в результате гражданской войны пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом. От устроенного ими геноцида множество кхмеров из внутренних провинций и из столицы бежали на границу с Таиландом и в сам Таиланд. За ними устремились и войска «красных кхмеров». Они взяли штурмом гору, на которой расположен храм, и разграбили его. Выломанные штыками из стен средневековые фрески они продавали в Таиланд за валюту. Тайские войска отступили.
Во время войны 1978-79 годов коммунистический Вьетнам вторгся в Камбоджу, сверг режим Пол Пота и временно оккупировал страну. В джунгли на границе с Таиландом устремились теперь уже в качестве беженцев бывшие сторонники «красных кхмеров».
Вьетнамцы штурмовать храмовый комплекс и горы не стали или не смогли, да и вообще далеко в непролазные джунгли решили не углубляться. В результате до 1990-х годов эта территория попала в «серую зону», которую контролировали партизаны Пол Пота и Йенг Сари. Подпитывались они в основном торговлей наркотиками и сильно раздражали сразу всех. Таиланд однажды даже организовал насильственную и очень жестокую (людей просто сбрасывали со скал) депортацию камбоджийских беженцев в этом регионе. Точное количество погибших в ходе этой акции до сих пор неизвестно.
В конце концов храмовый комплекс и вся окрестная территория перешли под плотный контроль Пномпеня. Но Таиланд не сдавался, и напряженность на границе периодически перерастала в крупные военные столкновения, правда, без существенных изменений линии контроля сторон. Вообще граница между двумя странами до сих пор не демаркирована по всей линии, и пока решения пограничного вопроса даже не предвидится.
Оба спорных храмовых комплекса по своему религиозному происхождению индуистские, а оба враждующих народа – буддисты с элементами народных верований. То есть храмы не несут чисто религиозной нагрузки, там нет монахов и поклонения, но считаются историческими святынями, свидетельствующими о былом величии обеих народов. А такая мотивация иногда посильнее религиозной.
При этом поводами к приграничному обострению часто становились слова. Например, в 2003 году конфликт между двумя странами спровоцировала публикация в одной тайской газете якобы слов популярной местной актрисы о том, что Ангкор-Ват – это на самом деле тайский храм. Результат: перестрелки, сожжение таиландского посольства в Пномпене и волны беженцев в обе стороны. Потом выяснилось, что это была фальшивка, выражаясь терминами того времени – «газетная утка», актриса ничего такого и близко не говорила, но в Пномпене заодно запретили тайское кино и телешоу.
Сейчас предпосылками для вновь начавшегося конфликта послужили два недавних инцидента. Несколько тайских военнослужащих во время патрулирования подорвались на минах, которые были заложены якобы камбоджийской стороной в нарушение международного законодательства. По идее, зона должна быть демилитаризована, и никаких минных полей там не может быть. Но они есть. Могли остаться со времен «красных кхмеров».
Было бы привлекательно вписать происходящее в Юго-Восточной Азии в общий контекст глобального обострения многих тлеющих конфликтов на планете и объяснить мистическими причинами. Отчасти мистика присутствует, поскольку пока боевые действия на тайско-камбоджийской границе ведутся вокруг нескольких храмовых комплексов, которые за сотни лет многократно переходили из рук в руки, и каждая из сторон считает их своей святыней. Однако у каждого конфликта всегда есть индивидуальная подоплека.
По одной из версий, в данном случае все дело, опять же, в словах. В публичной сфере оказался диалог бывшей премьер-министра Таиланда Пхэтхонгтхан Чинават с также бывшим премьером Камбоджи Хун Сеном, в котором глава тайского правительства якобы осуждала действия своей же армии в приграничном регионе. Пхэтхонгхан назвала командующего Вторым военным округом тайской армии «оппонентом тайского правительства» и намекнула на неподчинение военных приказам. После этого Пхэтхонгхан была вынуждена извиниться перед Вооруженными силами Таиланда, что подорвало ее легитимность. Рейтинг ее поддержки резко упал. В итоге Конституционный суд отстранил ее от должности за «нарушение Конституции».
Предположительно инициатором очередного обострения может быть как раз то самое командование Второго военного округа, которое решило таким образом по-восточному «сохранить лицо» – и Таиланда в целом, и свое лично.
Разговоры женщины-премьера с камбоджийским политиком о необходимости деэскалации в регионе и якобы ответственности тайской армии за происходящее подорвали престиж страны и вызвали кризис в правящей партии. Стоит помнить, что армия в Таиланде выполняет особые функции, участвует в государственной деятельности, совершает, когда хочет, перевороты, и ее роль в общественной жизни примерно равна роли турецкой армии в жизни Турции до эпохи Эрдогана.
В тайских СМИ стали распространяться слухи о якобы бегстве Хун Сена из Камбоджи. Потом их опровергли, и сам Хун Сен встретился с военными в Пномпене. Надо понимать, что, несмотря на то что в 2003 году Хун Сен передал пост премьер-министра своему сыну Хун Манату, он остается де-факто главой страны, поскольку номинальный король Камбоджи Нородом Сиамони назначил его главой Королевского совета. Династия Хунов правит Камбоджей с 1990-х годов при живых королях и никуда уходить не собирается.
Они так же, как и тайские военные, нуждаются в повышении ставок, укреплении своего имиджа на волне антитайских и националистических настроений, что в конечном итоге можно назвать все тем же «сохранением лица».
Предыдущие пограничные конфликты между Таиландом и Камбоджей обычно не перерастали в полномасштабные войны и через пару недель затухали сами собой. К тому же местность сложная, труднодоступная, дорог мало, брать штурмом уже поврежденный артиллерийскими обстрелами храмовый комплекс на отвесной горе крайне сложно. Но обе стороны пока не демонстрируют готовности к дипломатическим решениям.
Пока что Таиланд показывает ровно обратное: попытку вдавить камбоджийские войска вглубь территории вокруг обоих храмов (это два разных направления боевых действий) с последующей эскалацией. Это новый опыт, и пока непонятно, как обе армии с этим справятся. По последним, пока неподтвержденным, данным, тайские войска все-таки поднялись к храму Та Моан Тхом, развернули там колючую проволоку и принялись окапываться. В результате стрелкового боя с камбоджийскими войсками есть раненые. Армия Камбоджи использует системы «Град». Возможно, перед нами только начало куда более масштабных событий.