В июле Русская Православная Церковь отмечает день памяти женщины, которая оставила значительный след в истории России. Историк Николай Карамзин сказал о ней: «Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь — святой, история — мудрою». Кто такая святая Ольга, когда отмечается день ее памяти, и почему ее причислили к лику святых — в материале «Ленты.ру».
Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) верующие отмечают ежегодно 24 июля, в день ее кончины. Она была канонизирована и причислена к лику святой равноапостольной в 1547 году, но память ее почиталась в народе еще в домонгольскую эпоху, то есть до середины XIII века.
День памяти святой равноапостольной княгини Ольги ежегодно отмечается 24 июля
Кроме этого праздника, святую вспоминают еще дважды в году:
в Неделю третью по Пятидесятнице (в 2025 году — 29 июня) — Собор Псковских святых; 23 октября — Собор Волынских святых.
Главное, что нужно знать в контексте праздника — Ольга Пскова именем Ольгу».
Здесь важно подчеркнуть, что восточнославянское имя «Ольга», по одной из версий, происходит от скандинавского имени «Хельга» (мудрая, святая). Согласно {{Иоакимовской летописи|Иоакимовская летопись, История Иоакима|Условное название текста, известного благодаря труду Василия Татищева «История Российская». На данный момент у историков нет единого мнения относительно реального происхождения и достоверности этого источника.}}, княгиня принадлежала к роду князей Изборских. Внутри династии переплелись славянские и варяжские ветви, поэтому можно предположить, что Ольга по происхождению была ближе к скандинавским племенам, нежели к славянам.
Предположительно, в 942 году Ольга родила Игорю первенца Святослава. Считается, что до этого момента княгиня проявляла себя только как мать и заместительница супруга в столице, пока тот совершал походы в Византию, сражался с печенегами и соседними славянскими племенами.
Со временем Игорь делегировал сбор дани с подвластных ему земель воеводам. Размер выплат тогда был нефиксированным и собирали дань нерегулярно. Из-за этого сложилась ситуация: воеводы и их войска обогащались, а дружинники князя были недовольны — им вместо пиров за счет этих сборов приходилось месяцами терпеть лишения в походах.
Чтобы решить проблему, по возвращении из очередного похода Игорь вместе с личной дружиной отправился за данью в земли древлян. В этот раз дружина собрала намного больше, чем обычно, применяя насилие против местных жителей. Однако, уходя, солдаты все равно не остались довольны.
Поразмыслив, Игорь сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще» Лаврентьевская летопись
Услышав, что князь возвращается, древляне собрали совет: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит», — решили они. И выйдя из стольного города Искоростеня, они жестоко расправились с Игорем и его немногочисленной дружиной.
По легенде, древляне привязали Игоря к макушкам двух деревьев и отпустили, разорвав его на части.
Оставшись с малолетним сыном, Ольга была вынуждена лично возглавить государство. И первой ее волей стала жестокая месть древлянам.
Четыре мести княгини Ольги По легенде, после расправы над киевским князем древляне отправили к Ольге послов, чтобы «наладить отношения», а именно — предложить ей брак со своим правителем Малом. Княгиня сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила к себе в город два посольства. Первое заживо похоронили в яме прямо у дворца, второе — сожгли в бане. После этого княгиня с небольшой дружиной отправилась в земли древлян, чтобы справить тризну на могиле мужа. При обрядах присутствовали около пяти тысяч древлянских мужей. Опоив их, Ольга приказала рубить обидчиков. Расправа состоялась недалеко от стен Искоростеня. На следующий год Ольга вернулась в город со своим войском. Сначала она потребовала в качестве дани по птице от каждого древлянского дома. Люди обрадовались, что дань такая незначительная. Позднее княгиня приказала своим воинам привязать к ногам птиц зажженную паклю; птицы полетели в свои дома и, таким образом, подожгли их. Город сгорел дотла, а оставшихся в живых горожан пленили и продали в рабство.
Но будучи мудрой правительницей, Ольга понимала, что бесконечное насилие не решит проблему налогообложения и произвола. Поэтому, отомстив за мужа, княгиня принялась за реформы.
Первым делом на территории каждого племенного союза Ольга учредила погосты — места сбора дани, и определила уроки — точные размеры выплат. Ответственными за сбор средств были назначены тиуны — представители княжеской власти.
Со временем погосты становились центрами общественной жизни в регионах. Более того, реформа Ольги заложила прообраз территориального деления русского государства. Если раньше Русь представляла собой неоднородный союз племен, сдерживаемый лишь властью князя, то после преобразований Ольги страна превратилась в мощную единицу с административным делением и постоянным аппаратом управления.
Ольга овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена иногда может равняться с великими мужами Николай Карамзин «История государства Российского»
Кроме того, при Ольге на Руси началось каменное строительство. В числе первых построек был и собственный дом княгини. А с принятием христианства на погостах стали строить каменные храмы.
В целом можно сказать, что благодаря Ольге стала возможной централизация киевской власти и ослабление племенных центров.
Кроме внутренних преобразований, княгиня Ольга занималась и внешней политикой, в частности — принимала послов из Скандинавии и Византии, а также сама посещала Константинополь.
В 955 году в Константинополе княгиня Ольга приняла крещение в православную веру с именем Елена
Таинство крещения совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт. А восприемником (крестным отцом) стал сам император Константин Багрянородный. Имя Елена выбрали в честь святой равноапостольной Елены, матери императора Константина Великого. Согласно преданию, именно она организовала раскопки, в ходе которых были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие христианские реликвии.
Почему Ольга приняла христианство? «Повесть временных лет» гласит: когда Ольга прибыла в Царьград, император Константин увидел, что она красива и умна, а потому сказал «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». На что княгиня ответила «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». Тогда правитель крестил Ольгу, после чего заявил: «Хочу взять тебя в жены». На что хитрая княгиня ответила, что не может стать женой Константина, так отныне он приходится ей крестным отцом. Неужели княгиня решила принять новую веру только для того, чтобы не выходить замуж за Византийского царя? Возможно, на такое решение, действительно, повлияли тесные дипломатические отношения с Византией. К тому же, родное язычество, знакомое Ольге до тонкостей, вряд ли могло ответить на все интересующие княгиню вопросы. Правительница могла искренне уверовать во Христа и от души захотеть стать православной. При этом важно подчеркнуть, что христианство на Руси стало распространяться за полвека до начала правления княгини. Правда, тогда крестились очень немногие. Вероятно, к моменту крещения, у Ольги уже был свой наставник в вопросах веры. Таковым считают священника Григория, который, согласно летописи, сопровождал княгиню в Константинополь. Не исключено, что именно с его подачи Ольга решила совершить это путешествие, чтобы лучше познакомиться с христианством и по желанию креститься. Прибыв в Константинополь, Ольга, которой на тот момент было около 60 лет, получила предложение руки и сердца от императора. Отказ был чреват разрывом дипломатических отношений. Тогда княгиня и решила перехитрить правителя.
Так, княгиня Ольга стала первой христианкой среди русских князей. Однако ее попытки обратить в христианство сына Святослава не увенчались успехом. Молодой князь отверг эту идею, опасаясь потерять доверие дружины.
Тем не менее, крещение русской правительницы имело колоссальное государственное значение. «Именно благодаря ее выбору Русь стала Святой, а Москва — третьим Римом», — подчеркнула в беседе «Лентой.ру» Ольга Семаева, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ.
Второй визит княгини в Константинополь в 957 году уже в качестве официальной правительницы Руси продемонстрировал международное признание ее власти. Примечательно, что в документах того времени Ольга именовалась правительницей Руси, в то время как ее сын Святослав упоминался без каких-либо титулов.
По приказу Ольги на Руси стали строить храмы. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней в нем стал подаренный патриархом Константинопольским крест. Большое влияние Ольга оказала и на своих внуков. Один из них — Владимир — вошел в историю как креститель Руси.
Княгиня Ольга скончалась в 969 году. По ее просьбе похороны прошли по христианскому обычаю в храме святителя Николая, построенном с подачи правительницы.
В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святых
«Равноапостольная, святая, богомудрая княгиня Ольга почитается начальницей Веры и корнем Православия на Руси», — отметила Ольга Семаева. Титут «равноапостольная» подчеркивает заслуги Ольги по распространению христианской веры. Ее усилия Церковь приравнивает к трудам апостолов.
Женщины, причисленные к лику равноапостольных святых Кроме святой равноапостольной княгини Ольги, еще шесть женщин в православии причислены к лику равноапостольных: равноапостольная Мария Магдалина равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская, первомученица мученица равноапостольная Апфия равноапостольная Елена Константинопольская, царица равноапостольная Нина, просветительница Грузии равноапостольная царица Нана
Сейчас Ольгу считают покровительницей бабушек, матерей, жен и вдов, отмечает в беседе с «Лентой.ру» Ольга Гинзбург, доцент Финансового университета при Правительстве РФ. «Княгиня Ольга стала символом просвещения, мудрости, ума, но прежде всего — терпения, ведь сама Ольга не видела при жизни результата своих трудов», — добавляет эксперт.
Ольга — знатная, влиятельная женщина, находила успокоение не в богатстве, а в служении Богу и одной из главных ее задач было привести к Богу не только своих близких, сына и внука, но и свой народ. Несомненно, она оказала большое влияние на воспитание и становление будущего крестителя Руси, князя Владимира, именно она привила ему ростки веры, хотя сделать это было довольно сложно, потому что рос он среди народа, погрязшего в язычестве. Даже собственный сын Ольги оставался ярым идолопоклонником Ольга Гинзбург доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Молитва святой равноапостольной Ольге О, святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице Российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в Небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Филолог, специалист по средневековой русской литературе Илиана Чекова отмечает, что в «Повести временных лет» в образе Ольги есть черты и языческого, и христианского правителя. Жестокость и хитроумие сближает ее с языческими князьями (Олег, Игорь, Святослав). А христианская прозорливость и мудрость рисует идеальный образ правительницы-христианки Киевской Руси (подобно царице Елене, матери Константина Великого).
Так, в современной культуре образ княгини Ольги ассоциируется не только с исторической фигурой, открывшей целую эпоху в развитии русского государства, но и с полуфольклорным персонажем. Например, четыре эпизода мести можно рассматривать как четыре загадки о смерти, которые древляне не смогли разгадать. Так, Ольга предложила древлянам лечь в ладью, чтобы киевляне понесли их ко дворцу — это не великая честь, а подобие погребального обряда. А ситуация «сватовства на коварной невесте» (когда византийский император предлагал ей выйти за него замуж) довольно часто встречается в мифологии.
По мнению Ольги Гинзбург, образ сильной княгини в настоящее время только набирает популярность. В нынешние нелегкие времена в Ольге видят мать и мудрую наставницу, заступницу за сыновей и за все русское государство. Симпатию вызывают ее находчивость и умение выходить с победой из любых ситуаций, а также преданность вере после крещения.
Внимание к фигуре святой Ольги в современном российском обществе повышается благодаря растущему интересу к религии, необходимости обращения к своим историческим корням Ольга Гинзбург доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Имя Святой Ольги Санкт-Петербурге, Киеве, Витебске и Ульяновске.
В 1988 году, в честь 1000-летия крещения Руси, определением Патриарха Пимена и Священного синода РПЦ был учрежден Орден Святой равноапостольной княгини Ольги. Им награждают женщин за заслуги перед церковью и государством, а также за труд на благо ближних.
Подтверждением неугасающего интереса к личности святой Ольги являются в том числе и мероприятия, проводимые в ее честь: фестивали, музыкальные спектакли, выставки.
В Москве накануне дня памяти святой проводятся ежегодные Ольгинские чтения. Это научно-практические конференции, целью которых является обогатить представления современного человека о святой Ольге.
На реке Луга в Ленинградской области проводится фестиваль «Ольгины берега».
В день памяти святой верующие стараются посетить церковную службу, поклониться образу Ольги и помолиться о защите и покровительстве. В этот день прихожане молятся об утешении вдов и о помощи сыновьям-военным.
Те у кого в этот день именины, накрывают праздничный стол, приглашают близких для совместной трапезы. Традиционно считается необходимым в этот день оказывать помощь нуждающимся.
В старину в день святой Ольги как правило начинали полевые работы и заготовку сена на зиму. О предстоящей погоде и урожае судили по приметам:
Утром обильная росы — урожай помидор поспеет нескоро; Росы мало — к дождю; Издалека раздаются раскаты грома — рыбалка будет удачной; Пчелы вьются вокруг ульев — к солнечной погоде; В огороде много птиц — к богатому урожаю.
Как и в любой другой православный праздник, верующим рекомендуется воздержаться от ссор, споров и любого негатива. Это время, напротив, стоит посвятить укреплению отношений с близкими и общению с Богом.
Пусть церковь не признает суеверий, народные приметы в этот день, в согласии с христианской моралью, предписывают не предаваться чревоугодию — иначе в будущем человеку не будет хватать еды.
Нельзя в этот день занимать деньги — поверье гласит, что их вам не вернут.
Не стоит 24 июля планировать или играть свадьбу — брак может в скором времени развалиться.
Хвастаться в этот день тоже не рекомендуется — строгая княгиня Ольга не любила гордецов, утверждает поверье.