Радиоминеры-разведчики: Нам нужен только 3D-принтер, хоть атомную бомбу сделаем

О том, как работают радиоминеры-разведчики 22-й бригады спецназа Главного разведывательного управления (ГРУ) Минобороны, на Запорожском фронте слагаются легенды. Только непосвященные полагают, что им приходится заниматься исключительно минированием. Корреспондент "РГ" побывал в святая святых - полевой лаборатории подразделения радиоминирования отряда Викинга, в котором наши Кулибины в кустарных условиях умудряются делать поразительные вещи.

Радиоминеры-разведчики: Нам нужен только 3D-принтер, хоть атомную бомбу сделаем
© Российская Газета

Боец с позывным Бык печатает на 3D-принтере все, что нужно для дронов: детали, сбросы, поворотные механизмы и прочие комплектующие. Для этих парней невозможного нет. Что могут - находят, что не находят - конструируют сами. Изготавливают боеприпас под конкретную задачу. Допустим, надо взорвать двухэтажный дом с врагами - всегда пожалуйста. А вот для танка понадобится совсем другой - кумулятивный - боеприпас. Тоже проблем нет. Включаем принтер - и готово.

Бык здесь не один. С ним другие народные умельцы. У каждого свое направление. Это группа радиоминирования, в функции которой входит подготовка боеприпасов для сброса с беспилотников. В этом сотрудники лаборатории достигли серьезных высот. Например, научились собирать "джоники" - миниатюрные электронные датчики, приводящие в действие мины или детонаторы мин-ловушек. Они могут реагировать не только на попытку стронуть предмет с места, но и на металл, и даже на электромагнитные импульсы.

Но требования времени и реалии войны внесли свои коррективы. В работе этих парней появились неожиданные направления, специалистами в которых изначально они не были, но стать пришлось.

Сейчас Кулибины из лаборатории Викинга проводят испытание сконструированного ими наземного дрона. На этой самоходной радиоуправляемой тележке с кузовом можно перевозить боеприпасы, еду, воду и даже - в отдельных случаях - эвакуировать раненных. А еще ее можно использовать как дрон-камикадзе, чтобы уничтожать вражеские укрепления, а также для разминирования. Это важно, чтобы подготовить местность для работы разведчикам. Ведь отряд Викинга - это разведка. Разработчики также планируют перестроить наземный дрон на оптоволокно, чтобы он стал неуязвим для средств радиоэлектронной борьбы.

Корреспондент "РГ" побывал в святая святых 22-й бригады спецназа ГРУ - полевой лаборатории подразделения радиоминирования отряда Викинга

И вот увидите - у них все получится!

- Мы стараемся не отставать от наших "западных партнеров", постоянно мониторим интернет и следим за новостями в этой области, - рассказывает боец с позывным Мопед.

- Везде специалисты твердят про гонку за частоты...

- Мне кажется, этот тренд уже устарел. По крайней мере мы видим, что противник уже стал делать ставку не на частоты, а на массовость - в надежде на то, что против этой армады у нас не хватит средств РЭБ и РЭР (радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки. - Ред.). Логика врага такова: из десяти запущенных дронов два или три должны попасть в цель, этого вполне хватит для достижения результата.

А цель умельцев из гаража специального назначения и всего отряда разведчиков Викинга - сломать эту логику.

Недавно наши мастера придумали совсем лютую штуку: ударные дроны они снабдили термобарическими снарядами от пехотных огнеметов "Шмель", которые жгут хваленую натовскую технику с двойным слоем защиты брони на раз.

Более того, такие вот термобары способны сложить целое здание, не говоря о простых блиндажах, в которых бревна разлетаются просто как спички.

- Побратимы, драку заказывали? Как это нет? Не волнует, уплочено! - шутят спецназовцы и на раз выжигают бандеровцев термобаром из их лисьих нор.

Вражескому гипсокоптеру "Баба-Яга", сбитому метким выстрелом снайпера, тоже нашли применение. Его перепаяли, перепрошили, установили "крылышки" в виде "Старлинка", святой водой окропили, выгнали нечистую силу и вложили светлую русскую душу. Теперь эта воздушная Фея громит с высоты своих бывших хозяев - воинов тьмы. Недавно в мастерскую зашел отрядный водитель: "Слушай, а на мою "Ниву" можешь деталь напечатать? А то ближайший автосервис - в 200 километрах. Скоро наша старушка совсем встанет". Да не вопрос!

По сути - обычный гараж, нашпигованный всякой всячиной - от современных технологий до множества разнообразных деталей и механизмов. А на самом деле...

- Так что это у вас - мастерская, лаборатория или мини-НИИ?

- Наверное, все вместе взятое, - отвечает Бык. - В нашей бригаде подобные подразделения в каждом отряде. Обмениваемся друг с другом своими наработками. А иначе никак. Мы всегда должны быть на шаг впереди врага.

- А гиперболоид инженера Гарина сможете сконструировать? - интересуюсь у бойцов. - Ну наподобие того, из романа Алексея Толстого? Чтобы лазером дроны в небе сбивать.

- Если поставят задачу, почему бы и нет, - смеются парни. - Нам бы сюда промышленный 3D-принтер.

Ну, гиперболоид не гиперболоид, а такую новинку, как FPV-дроны самолетного типа, они уже тестируют на противнике.

Приходят местные крестьяне, которые часто наталкиваются на мины. А куда им еще обращаться? Ведь народ и армия едины! Конечно, помогаем чем можем

Отряд "Викинг" 22-й бригады спецназа ГРУ - это специальная (глубинная) разведка, в задачи которой входит проведение диверсий и точечные удары на удалении от линии фронта в тылу противника. Командир отряда "Викинг" отмечает, что появление подобных подразделений - и вызов времени, и жизненная необходимость.

- Отряд использует барражирующие боеприпасы - FPV-дроны коптерного, а с недавних пор и самолетного типа, работающие на разных частотах, с искусственным интеллектом и даже на оптоволокне, - говорит он. - Мы не просто используем заводские дроны, но создаем и свои, совершенствуем их. В полевых лабораториях отряда разрабатываются и тестируются новые боеприпасы, напечатанные на 3D-принтерах, с учетом специфики задач - от вольфрамовых шариков до взрывчатых веществ с замедленным действием. Эти инновации позволяют поражать цели с высокой точностью даже в движении, будь то автомобиль или укрепленный объект.

Война войной, но у русского солдата большое сердце. И потому время от времени радиоминерам приходится становиться саперами.

- Приходят местные крестьяне, которые здесь трудятся на пашне и часто наталкиваются на мины, - рассказывает старший радиоминер-разведчик Жура. - Куда им еще обращаться, как не к нам? Народ и армия едины! И, конечно, помогаем чем можем - производим разминирование.

По свидетельству бойцов, до сих пор на полях попадаются неразорвавшиеся снаряды и мины времен Великой Отечественной. А местные жители благодарят наших солдат и просят поскорее вышвырнуть с родной земли бандеровца.

Справка "РГ"

22-я отдельная гвардейская ордена Жукова бригада спецназа ГРУ - одно из самых прославленных соединений ВС РФ. Разведчики с боями прошли Афганистан, Чечню, принимали участие в операциях в Буденновске, в Дагестане, в Южной Осетии. В 2014 году был Крым, и те самые вежливые люди, которые в том числе были из 22-й бригады, затем - миротворческая миссия в Сирии. На СВО 22-я - с первых дней. Участвовала в штурме Мариуполя, Волновахи. В 2023 году за мужество, отвагу и героизм бригада была награждена орденом Жукова. Разведчики 22-й летом 2023 года остановили украинское наступление на Запорожье.