"А вдруг у нас стрельнет?": За «пушку мечты» после американцев и китайцев взялись японцы
После очередного и, как водится, очень громкого провала американцев, закрывших в 2021 году программу «Shell Dream», эстафета по созданию этого «вундерваффе» перешла к братьям их меньшим – японцам. В связи с этим возникает вопрос: «Насколько это опасно для нас?».
Однако, прежде чем ответить на этот сакраментальный вопрос, думается, необходимо дать пояснение о том, что это за система, о которой, собственно, идет речь. А речь идет о рельсотроне.
Простыми словами – это непривычное глазу большинства из нас оружие, функционирующее на абсолютно новых физических принципах и получившее название электромагнитной пушки. Она способна разгонять боеприпас до гиперзвуковых скоростей, что обеспечивает последнему колоссальную мощность и практически ювелирную точность.
Таким образом, рельсотрон все чаще называют оружием будущего, так как на сегодняшний день его практическое применение ограничивается широким перечнем не только технических, но и серьезных экономических проблем.
Тем не менее, для полного понимания того, что из себя представляет рельсотрон, следует рассмотреть его технические и эксплуатационные характеристики, по крайней мере в том общем формате, которого от него ждут военные:
– дальность стрельбы (напрямую зависит от нескольких параметров, таких, например, как масса снаряда или мощность источника питания), км – от 2,0 до 10,0 (верхний предел официально не подтвержден);
– скорость боеприпаса, М (м/с или км/ч) – 8 (2720 или 9792);
– тип применяемого боеприпаса – специальный, способный выдерживать высокие давление и температуру;
– уровень энергопотребления – необходим мощный мегаваттный генератор;
– система управления огнем – оснащенная устройствами стабилизации, наведения и контроля параметров выстрела;
– время перезарядки, мин – в зависимости от массы боеприпаса, мощности источника питания и эффективности системы охлаждения от 5 до 10;
– масса, т – может достигать 100.
Ну а теперь непосредственно к новости, с которой мы, собственно, и начали. Эта тема лет десять назад была что называется мейнстримной, если не сказать, ажиотажной.
О рельсотроне трубили все западные СМИ, а наши доморощенные либералы с завистливым придыханием сокрушались об отсталости российской науки, неспособной разработать и создать хоть что-то подобное.
Тогда хвастливый американский военпром взахлеб рекламировал программу «Shell Dream», в рамках которой начиная с 2012 года усиленно пытались ввести рельсотроны в состав вооружения другой своей «черной бюджетной дыры» – так называемого стелс-эсминца «Zumwalt».
Без которых, и это надо признать, проект «золотого утюга» не имел бы ни военного, ни финансового смысла. Не случайно из тридцати двух запланированных кораблей было построено лишь три, один из которых до сих пор так и не принят на вооружение.
Однако вернемся к электромагнитному «вундерваффе», в разработку которого из резинового американского бюджета было выделено более чем колоссальное количество зеленых американских президентов.
Да, и рапорты военных чиновников о результатах испытаний в рамках программы «Shell Dream» всегда звучали бодро и оптимистично. Тем не менее в 2018 году ее финансирование было резко урезано, а спустя три года проект мощной американской электромагнитной пушки без лишней помпы был закрыт и забыт.
Позже стало известно, что разгоняемый электромагнитным ускорителем боеприпас так и не смог преодолеть рубеж скорости в 3,6М (1224 м/с или 4406,4 км/ч), а его управляемость описывали, как «на кого бог пошлет». И обошлось такое «вундерваффе» американскому военно-промышленному комплексу в девять лет работы, а налогоплательщику – в шесть с лишним миллиардов долларов.
Плюс проблемы с «Zumwalt», который без рельсотрона можно было использовать разве что в качестве мишени для тренировочной стрельбы противокорабельными «Томагавками».
Однако уже в 2024 году знамя, выпавшее из рук звездно-полосатого «гегемона», попытался подхватить Пекин, объявивший, что созданный им снаряд «Smart Shell» имеет показатель кругового отклонения, сопоставимый с аналогичным параметром других управляемых артиллерийских боеприпасов, и способен летать на скоростях в 7М (2380 м/с или 8568 км/ч).
Но, как это нередко происходит с прорывными вооружениями и их создателями, Институт военно-морских исследований Китая так и не смог представить ни одного более или менее убедительного доказательства своих достижений в области создания рельсотрона.
Тем не менее, именно представители Поднебесной знамениты тем, что любую мало-мальски значимую новинку предваряют шумной презентационной компанией, с обязательным включением в нее видеоматериалов о реальных испытаниях.
И вот изрядно подзаглохшая тема получила новый импульс. На этот раз со стороны японцев.
В последнее время специалисты стали отмечать, что представители ВПК США нередко «поручают» своим японским вассалам то, в чем сами оказались бессильны.
Вдруг высокотехнологичным специалистам Страны Восходящего Солнца удастся додуматься до чего-нибудь прорывного. Однако даже сильно напрягшись, не удается вспомнить ни одного примера.
Тем не менее пошел уже не первый год, как Силы самообороны Японии пыжатся продемонстрировать миру действующий рельсотрон, установленный на экспериментальном фрегате «JC Asuka», ежегодно анонсируя его поступательное улучшение.
В настоящее время они утверждают, что разработанный ими боеприпас ASE-6102, летающий на скоростях до 6,5М (2210 м/с или 7956 км/ч), имеет коэффициент вероятного отклонения не более пятнадцати метров.
Отрицать этого, впрочем, как и подтверждать, пока не станем. Однако главные вопросы заключаются в другом: каким образом японцы думают решить другие, более фундаментальные проблемы этого «чудо-оружия».
Такие, например, как непонятную смертоносность подобных боеприпасов, недоказанную боевую эффективность и, наконец, ту самую энергозатратность.