Страны НАТО находятся на самом низком уровне боеготовности с наполеоновских войн. Такое эмоциональное заявление сделал бывший начальник британского Генерального штаба генерал Патрик Сандерс в интервью The Telegraph.
По словам генерала Сандерса, численность Вооруженных сил Великобритании достигла самого низкого уровня за последние 2 столетия - всего 73 тысячи военнослужащих.
Бывший военачальник также рассказал, что предыдущие разговоры с чиновниками о строительстве подземных бункеров и командных центров зашли в тупик.
Аналогичный вывод делает и научный сотрудник Университета Осло Фабиан Хоффманн в интервью издание Bulgarian Military. Он подсчитал, что Россия производит от 840 до 1020 баллистических ракет малой и средней дальности в год, в том числе комплексы «Искандер-М» и «Кинжал».
Исследование Хоффмана, опубликованное в соцсети Substack, говорит, что европейцы и близко не подошли к возможностям ПВО. В частности, годовой объем выпуска ракет-перехватчиков Астер 30B1/B1NT не превышает 250 единиц, PAC-2 GEM-T - 300 единиц, а PAC-3 MSE - 580 единиц.
Именно они лежат в основе оборонной стратегии Европы, эти противоракеты предназначены для перехвата баллистических угроз.
PAC-3 MSE, разработанный компанией Lockheed Martin, является основой американской системы Patriot, известной своей способностью поражать цели на больших высотах с дальностью действия около 90 км миль и скоростью, превышающей 5 Махов.
Оснащённый радаром AN/TPY-2, он обеспечивает расширенное отслеживание для перехвата на средней и завершающей стадиях, что делает его незаменимым средством борьбы с такими ракетами, как «Искандер».
Согласно анализу Хоффмана, к 2027 году натовцы планируют увеличить производство до 710 единиц, а к 2029 году - до 1050 единиц.
PAC-2 GEM-T, более ранняя версия Patriot, имеет чуть меньшую дальность действия - около 64 км, но остаётся эффективной против более медленных целей благодаря той же интеграции радара. По прогнозам, к 2027 году будет выпущено 420.
Между тем Aster 30B1/B1NT, созданный в рамках франко-итальянского партнёрства под руководством MBDA, может поражать цели на расстоянии до 120 км и оснащён радаром Thales Arabel, предназначенным для обнаружения как баллистических, так и аэродинамических угроз. К 2026 году Европа сможет получить 270 таких противоракет.
Все вместе эти системы образуют многоуровневую оборону, но их совокупная производительность - примерно 1070-1130 единиц к концу 2025 года, пишет Хоффман. Это значительно меньше, чем возможности России по производству ракет.
Причем кроме количественного отставания, натовские перехватчики отстают и в плане качества. Гиперзвуковая ракета «Кинжал», запускаемая с истребителей МиГ-31, летит со скоростью 10 Махов и маневрирует в полёте. PAC-3 MSE способен перехватывать российские ракеты только в фантазиях киевских госпропагандистов.
- Эффективность перехватчика при таких скоростях «Кинжала» в реальных условиях не доказана, - пишет главный редактор издания Bulgarian Military Бойко Николов. - Пока лишь разрабатываются будущие обновления, в том числе усовершенствованные датчики и программное обеспечение, но сроки катастрофически отстают от темпов наращивания производства в России.
Размещение этих перехватчиков по всей Европе свидетельствует о том, что система противоракетной обороны выстроена неравномерно: в ключевых странах есть опорные пункты, а в других местах - значительные пробелы.
В Германии размещено несколько батарей Patriot, которые используют своё центральное расположение для защиты промышленных центров, а Польша и Румыния разместили системы, предоставленные США, вблизи своих восточных границ.
Франция, лидер программы Aster, размещает подразделения для защиты Парижа и южных регионов, а также использует военно-морские варианты батарей ПВО. Передача украинцам как батарей ПВО, так и противоракет абсолютно нереальна.
Европейская инициатива Sky Shield, выдвинутая Германией в 2022 году, направлена на решение этой проблемы путём координации закупок таких систем, как IRIS-T SLM и Patriot. В настоящее время в инициативе участвуют 24 страны.
Среди недавних достижений - обязательство Швеции закупить семь установок IRIS-T, о котором было объявлено 25 июня 2025 года. Однако, как говорится в исследовании Хоффманна, гигантские задержки с финансированием инициативу Sky Shield похоронят.
- Ложные срабатывания, когда системы ПВО неправильно идентифицируют угрозы, «проскальзывание» ракет, насыщение, при котором несколько запусков перегружают радары, задержки срабатывания, - так описывает Николов проблемы украинской ПВО. Такие дыры итальянскими и британскими батареями заткнуть трудно.