В России может появиться новый тип кораблей - дрононосцы

В России планируют начать строительство кораблей - носителей дронов. Такие дрононосцы могут быть намного эффективнее и дешевле в строительстве громоздких авианосцев, боевые характеристики которых год от года становятся все ниже.

В России может появиться новый тип кораблей - дрононосцы
© Российская Газета

Информация о начале запуска кораблей-дрононосцев появилась в ряде Telegram-каналов. Ссылаясь на источники в военно-промышленном комплексе, они сообщают, что Министерство обороны России уже утвердило концепцию принципиально нового класса кораблей. Это полностью беспилотные плавучие платформы, способные нести и запускать до 5 тысяч дронов различного назначения.

Утверждается, что каждый корабль-дрононосец будет представлять собой автономный "город на воде" с искусственным интеллектом, способный месяцами находиться в океане без экипажа.

"Это не просто корабль, а плавучий аэродром, командный центр и завод по производству дронов в одном корпусе. Первый прототип уже проектируется в закрытом КБ в прибрежном городе, причем за основу взяты технологии подводных дронов "Посейдон", - сообщает один из Telegram-каналов.

Судя по публикациям, решение о переходе на дрононосцы принято после анализа опыта СВО, где беспилотники доказали свою эффективность. В военном ведомстве пришли к выводу, что совсем необязательно строить уязвимые авианосцы за 10 млрд долларов, когда можно создать рои дронов, которые сделают то же самое дешевле и без риска для экипажа. По данным источников, если испытания пройдут успешно, Россия может полностью отказаться от программ классических военных кораблей, сделав ставку на новый вид морского доминирования. Первый корабль-дрононосец предполагается представить уже в 2030 году.

Российская "оборонка" ранее уже подтверждала свою готовность к созданию подобного типа кораблей. В частности в 2023 году в интервью ТАСС генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказывал, что холдинг способен разработать проекты кораблей - носителей беспилотных авиационных и морских систем.

Он отмечал, что сейчас многие страны разрабатывают безэкипажные корабли и суда, а также думают над проектами корабля, который в соответствии с правилами русского языка придется назвать "дрононосцем". Рахманов также сообщил, что проектно-конструкторские бюро корпорации способны решать такие задачи, а результаты их работы доводятся до командования Военно-морского флота и Министерства обороны России.

Концепция кораблей-дрононосцев - это не российское ноу-хау. После начала специальной военной операции стало понятно, что использование беспилотников кардинально меняет тактику современного боя, как на земле, так и в море.

Первая информация о постройке в Китае корабля, заточенного на эксплуатацию дронов, появилась в западных СМИ. По их данным, в 2022 году там спущен на воду беспилотный дрононосец "Zhu Hai Yun" (Zhuhai Cloud), способный перевозить на борту 50 летающих, наземных и подводных беспилотников. Сам он при этом также является дроном. В порту судно управляется дистанционно, в открытом море - искусственным интеллектом.

В начале 2025 года о спуске на воду морского носителя дронов, переоборудованного из гражданского судна, сообщил Иран. Дрононосец находится в ведении военно-морского флота Корпуса стражей исламской революции. Он может перевозить несколько эскадрилий беспилотников, а также вертолеты и крылатые ракеты. Корабль под названием "Шахид Багери" имеет 180-метровую взлетно-посадочную полосу для дронов и способен преодолевать до 22 тысяч морских миль без необходимости дозаправки в портах.

В 2022 году ВМС в Португалии началась разработка и строительство многофункционального судна Don Joo II, которое будет иметь на борту морские и воздушные беспилотники. Его полетная палуба длиной 94 метра и шириной 11 метров с носовым взлетным трамплином и аэрофинишерами в центральной части предназначена для дронов самолетного и вертолетного типа. Кроме того, в техзадании ВМС Португалии говорится, что корабль также должен получить подводные дроны, работающие на удалении от судна-носителя и на глубинах до 6 километров.