Кто бы мог подумать, что спустя более ста лет после распада Российской империи её наследие станет настоящей головной болью для самого технологически продвинутого военного блока в мире. А ведь именно это и происходит сегодня в Финляндии.
Когда финские политики торжественно подписывали документы о вступлении в НАТО, они наверняка не думали о железных дорогах. Зря. Потому что именно рельсы, проложенные ещё при русских царях, стали их главной проблемой на пути к полной интеграции с западными союзниками.
Представьте себе картину: натовские генералы строят грандиозные планы переброски войск через Скандинавию к российской границе, а оказывается, что поезда просто физически не могут проехать из Швеции в Финляндию. Виной всему — разная ширина колеи.
В Финляндии используются рельсы шириной 1524 миллиметра — точно такие же, как в России. А вот в остальной Европе стандарт совершенно другой — 1435 миллиметров. Разница кажется смешной — каких-то 89 миллиметров. Но этих девяти сантиметров достаточно, чтобы превратить переброску военной техники в невыполнимую миссию.
«Совместимые железные дороги критически важны для транспортировки тяжёлой военной техники, особенно в чрезвычайных ситуациях», — прямо говорит подполковник Ари Муре из финской бригады «Лапландские егеря».
Финский министр транспорта Лулу Ранне не скрывает масштабов проблемы: ситуация с переходом на европейский стандарт будет стоить миллиарды евро и займет годы работы.
Сколько конкретно стоит порвать с имперским наследием? По самым скромным подсчётам — от 15,62 до 20,65 миллиардов евро. Это больше, чем весь годовой бюджет Финляндии. Для страны с населением чуть больше 5 миллионов человек такие суммы выглядят просто астрономическими.
ЕС готов помочь, но не слишком щедро. Брюссель выделит максимум 50% на планирование и 30% на строительство. С оставшейся частью финнам придётся выкручиваться самим. И это при том, что у страны дефицитный бюджет.
Финны не единственные, кто попал в эту железнодорожную ловушку. Страны Балтии тоже мучаются с похожими проблемами. Проект Rail Baltica, который должен соединить Эстонию, Латвию и Литву с остальной Европой, превратился в настоящую финансовую дыру.
Изначально на Rail Baltica планировали потратить 5,8 миллиардов евро в 2017 году. Сегодня цифра выросла до 15,3-26 миллиардов евро — рост почти в четыре раза! Первый этап завершится как минимум на пять лет позже запланированного срока.
И это ещё не всё. К 2030 году проект может потерять доступ к почти миллиарду евро европейского финансирования из-за задержек.
История повторяется удивительным образом. Во время Второй мировой войны железные дороги уже играли ключевую роль в военных операциях.
Rail Baltica теперь рассматривается как критически важный для военной мобильности НАТО проект. Но пока что эта мобильность больше напоминает мечту, чем реальность.
Финский министр обороны откровенно признаёт:
«Увеличение военной силы в наших близлежащих районах произойдёт после того, как боевые действия на Украине утихнут».
И к этому моменту Финляндия очень хочет быть готовой, но не может ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Самая большая проблема — это время. Россия наращивает военное присутствие у границ уже сейчас, а Финляндия только планирует начать перестройку железных дорог через десять лет. К концу 2025 года лишь 43% основной линии Rail Baltica будет готово к строительству.
Военный бюджет России вырос до более чем 6% ВВП в 2025 году по сравнению с 3,6% до военной спецоперации. Страна увеличила производство танков Т-90М до 300 единиц в год с 40 в 2021 году.
Пока НАТО разбирается со стандартами железнодорожных путей, Россия производит 250 000 артиллерийских снарядов в месяц и может создать запасы в три раза больше, чем у США и Европы вместе взятых.
Получается парадоксальная ситуация: чем сильнее Финляндия пытается интегрироваться с Западом, тем больше проблем ей создаёт собственное прошлое. Наследие Российской империи продолжает влиять на геополитику даже спустя столетие после её исчезновения.
«У России есть большие возможности для запугивания», — констатирует эксперт Фиона Хилл из Брукингского института. И железнодорожная инфраструктура советских времён становится неожиданным инструментом этого запугивания.
Возможно, финским политикам стоило подумать об этих нюансах раньше, чем торопиться вступать в НАТО. Ведь как показывает практика, порвать с прошлым гораздо сложнее и дороже, чем кажется на первый взгляд. А история имеет неприятное свойство напоминать о себе в самый неподходящий момент.