Когда порвать с прошлым слишком дорого. Как наследие Российской империи мешает Финляндии стать плацдармом НАТО
Кто бы мог подумать, что спустя более ста лет после распада Российской империи её наследие станет настоящей головной болью для самого технологически продвинутого военного блока в мире. А ведь именно это и происходит сегодня в Финляндии.
Когда финские политики торжественно подписывали документы о вступлении в НАТО, они наверняка не думали о железных дорогах. Зря. Потому что именно рельсы, проложенные ещё при русских царях, стали их главной проблемой на пути к полной интеграции с западными союзниками.
Представьте себе картину: натовские генералы строят грандиозные планы переброски войск через Скандинавию к российской границе, а оказывается, что поезда просто физически не могут проехать из Швеции в Финляндию. Виной всему — разная ширина колеи.
Когда размер имеет значение
В Финляндии используются рельсы шириной 1524 миллиметра — точно такие же, как в России. А вот в остальной Европе стандарт совершенно другой — 1435 миллиметров. Разница кажется смешной — каких-то 89 миллиметров. Но этих девяти сантиметров достаточно, чтобы превратить переброску военной техники в невыполнимую миссию.
«Совместимые железные дороги критически важны для транспортировки тяжёлой военной техники, особенно в чрезвычайных ситуациях», — прямо говорит подполковник Ари Муре из финской бригады «Лапландские егеря».
Финский министр транспорта Лулу Ранне не скрывает масштабов проблемы: ситуация с переходом на европейский стандарт будет стоить миллиарды евро и займет годы работы.
Сколько конкретно стоит порвать с имперским наследием? По самым скромным подсчётам — от 15,62 до 20,65 миллиардов евро. Это больше, чем весь годовой бюджет Финляндии. Для страны с населением чуть больше 5 миллионов человек такие суммы выглядят просто астрономическими.
ЕС готов помочь, но не слишком щедро. Брюссель выделит максимум 50% на планирование и 30% на строительство. С оставшейся частью финнам придётся выкручиваться самим. И это при том, что у страны дефицитный бюджет.
Не только Финляндия в ловушке
Финны не единственные, кто попал в эту железнодорожную ловушку. Страны Балтии тоже мучаются с похожими проблемами. Проект Rail Baltica, который должен соединить Эстонию, Латвию и Литву с остальной Европой, превратился в настоящую финансовую дыру.
Изначально на Rail Baltica планировали потратить 5,8 миллиардов евро в 2017 году. Сегодня цифра выросла до 15,3-26 миллиардов евро — рост почти в четыре раза! Первый этап завершится как минимум на пять лет позже запланированного срока.
И это ещё не всё. К 2030 году проект может потерять доступ к почти миллиарду евро европейского финансирования из-за задержек.
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...
История повторяется удивительным образом. Во время Второй мировой войны железные дороги уже играли ключевую роль в военных операциях.
Rail Baltica теперь рассматривается как критически важный для военной мобильности НАТО проект. Но пока что эта мобильность больше напоминает мечту, чем реальность.
Финский министр обороны откровенно признаёт:
«Увеличение военной силы в наших близлежащих районах произойдёт после того, как боевые действия на Украине утихнут».
И к этому моменту Финляндия очень хочет быть готовой, но не может ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Время работает против НАТО
Самая большая проблема — это время. Россия наращивает военное присутствие у границ уже сейчас, а Финляндия только планирует начать перестройку железных дорог через десять лет. К концу 2025 года лишь 43% основной линии Rail Baltica будет готово к строительству.
Военный бюджет России вырос до более чем 6% ВВП в 2025 году по сравнению с 3,6% до военной спецоперации. Страна увеличила производство танков Т-90М до 300 единиц в год с 40 в 2021 году.
Пока НАТО разбирается со стандартами железнодорожных путей, Россия производит 250 000 артиллерийских снарядов в месяц и может создать запасы в три раза больше, чем у США и Европы вместе взятых.
Дорогой урок истории
Получается парадоксальная ситуация: чем сильнее Финляндия пытается интегрироваться с Западом, тем больше проблем ей создаёт собственное прошлое. Наследие Российской империи продолжает влиять на геополитику даже спустя столетие после её исчезновения.
«У России есть большие возможности для запугивания», — констатирует эксперт Фиона Хилл из Брукингского института. И железнодорожная инфраструктура советских времён становится неожиданным инструментом этого запугивания.
Возможно, финским политикам стоило подумать об этих нюансах раньше, чем торопиться вступать в НАТО. Ведь как показывает практика, порвать с прошлым гораздо сложнее и дороже, чем кажется на первый взгляд. А история имеет неприятное свойство напоминать о себе в самый неподходящий момент.