Эксперт Пантелеев рассказал о важности плана «Ковер» для авиапассажиров
В последнее время сообщения о введении режима «Ковёр» в российских аэропортах появляются с тревожной регулярностью. Только за минувшие выходные в разных аэропортах в Европейской части страны задержки коснулись сотен авиарейсов. Почему вводятся временные ограничения на авиасообщение? Можно ли обойтись без подобных мер? Какие последствия план «Ковер» несёт для авиаперевозчиков и пассажиров? Об этом «МК» рассказал исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Справка «МК»: План «Ковер» - мера, предполагающая полное прекращение авиасообщения. Применяется при угрозе безопасности воздушного пространства, чаще всего при обнаружении вражеских беспилотников. Основанием для таких ограничений служит постановление правительства РФ «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства», которое разрешает вводить особый режим в исключительных ситуациях.
Напомним, в воскресенье украинские дроны атаковали приграничные и тыловые регионы России — ПВО отразила десятки атак. Серьезных разрушений на месте падения дронов удалось избежать, но меры предосторожности парализовали авиасообщение в ряде российских регионов. Помимо Нижнего Новгорода, пострадали аэропорты Сочи, Калуги и Пскова. В Шереметьево и Пулково в общей сложности отменили почти 250 рейсов.
Из-за угрозы атак украинских дронов в аэропорту «Стригино» (Нижний Новгород) больше суток действовал план «Ковер» — все рейсы были задержаны, а пассажирам сообщили, что ждать вылета, возможно, придется больше суток. Люди, включая семьи с детьми, провели в зале ожидания более 20 часов, ютясь на чемоданах и полу. Единственной поддержкой стал скудный сухпаек — дешевая котлета и сухие макароны.
Ситуацию усугубляло огромное количество иностранных студентов, по случаю каникул пытающихся улететь домой. Свободных мест не было даже в кафе и бизнес-залах. Тем временем жители Нижнего Новгорода, застрявшие в Турции и других странах, также не могли вернуться — их рейсы были отменены или перенаправлены.
Как утверждают эксперты, всего за сутки действия плана «Ковер» отмена рейсов в ключевых аэропортах - Шереметьево, Пулково и нижегородском Стригино - привела к убыткам перевозчиков в 4-6 млрд рублей.
Основные финансовые потери складываются из нескольких факторов. Отмена одного стандартного рейса обходится авиакомпании в 15-23 млн рублей. Перенаправление самолёта на запасной аэродром добавляет ещё 1,5-2 млн рублей за каждые четыре часа простоя. Даже обычная задержка рейса более чем на 15 минут приносит убыток около 1,5 млн рублей.
По словам авиационного эксперта Олега Пантелеева, люди должны понимать, что прождать в аэропорту какое-то время гораздо лучше, чем погибнуть из-за попадания ракеты в самолет.
- Мы сталкиваемся с тем, что, к сожалению, достаточно регулярно происходят налёты украинских беспилотников, а в ряде случаев и других авиационных средств поражения, например, ракет, на объекты на территории Российской Федерации. Для того чтобы противодействовать этой угрозе, необходимо задействовать силы противовоздушной обороны: беспилотники и ракеты нужно сбивать.
Совершенно очевидно, что зенитные ракеты, которые используются для решения этой задачи — уничтожения вражеских беспилотников, — могут представлять серьезную угрозу и для пассажирских самолетов. Существует риск того, что ракета перенацелится на другой объект и этой, более заметной в радиолокационном диапазоне, целью окажется гражданский самолет.
Это, конечно же, недопустимо. Поэтому реализуется достаточно простой подход: если в том или ином участке воздушного пространства обнаружена вражеская цель и её поражение требует применения сил и средств противовоздушной обороны, необходимо очистить этот участок от гражданских самолетов.
Для этого передается команда «Ковер», которая доводится до экипажей воздушных судов. Далее командиры воздушных судов обязаны либо отправиться на запасные аэродромы, либо уйти в зону ожидания, чтобы вывести гражданские самолеты из-под возможного удара зенитных ракет.
Ясно, что, когда в воздушном пространстве находится сторонний летательный аппарат, существуют и риски столкновения с воздушным судном с трагическими последствиями. Но это, наверное, всё же меньшая угроза, чем возможное поражение зенитным оружием.
Учитывая, что налёты вражеских беспилотников нацелены на крупные промышленные и энергетические центры, дроны противника очень часто пролетают в районе аэродромов гражданской авиации. В частности, регулярно закрывается воздушное пространство в районе крупных гражданских аэродромов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов.
Информацию о закрытии тех или иных участков воздушного пространства, помимо оперативного оповещения экипажей, также публикуют в соцсетях. Таким образом, пассажиры, сталкиваясь с задержками рейсов, могут проверить, не связана ли задержка с такой ситуацией.
Что касается термина «ковёр» — это наше кодовое название сигнала, который передается на борт воздушных судов.
- А были ли примеры трагедий, когда ракета ПВО попадала в гражданский самолет?
- Да, в мировой практике случаи, когда силы ПВО ошибочно поражали гражданские воздушные суда, к сожалению, были, и не один раз. Совсем недавно была годовщина одного из наиболее трагических случаев, когда американский эсминец сбил иранский широкофюзеляжный аэробус, полагая, что это военный самолет заходит на атаку.
Также известен случай, когда украинские ПВО сбили над Чёрным морем российский пассажирский самолёт авиакомпании «Сибирь», следовавший из Израиля в Россию. Причем во время учебных стрельб, без всяких военных действий.
- Сейчас авиакомпании говорят, что несут огромные убытки. Может ли государство восполнить эти потери и помочь компаниям?
- В текущем режиме говорить о возмещении убытков авиакомпаниям, конечно, не приходится. Если произойдут экстраординарные события, угрожающие финансовой устойчивости отрасли в целом, тогда потребуются соответствующие меры.
Либо же нужно будет в плановом порядке предусмотреть механизмы финансовой поддержки отрасли. Однако 2024 год российские авиакомпании завершили с позитивным финансовым результатом — отрасль была в плюсе.
Вероятно, правительство без крайней необходимости не станет поддерживать авиакомпании сверх уже существующих мер.
Повторюсь: если ситуация примет угрожающий оборот, можно рассчитывать на помощь. Например, как это было в 2020 году, во время пандемии, или в 2022-м - на фоне шквала антироссийских санкций.
Так что, если положение станет критическим, надеемся, что отрасль не останется без внимания государства.