Командир Беркут: На открытой местности не собираемся больше одного

Для командира комендантского взвода отряда БАРС-33 Вячеслава его нынешняя служба намного легче предыдущей. Могучий Беркут - позывной бойца - был командиром боевых групп в народном ополчении и на СВО. До этого - многолетняя служба в элитном спецподразделении МВД Украины "Беркут", бойцы которого участвовали в разгоне "евромайдана" в Киеве. Впоследствии многие из них, как и Вячеслав, ушли в ополчение Донбасса.

Командир Беркут: На открытой местности не собираемся больше одного
© Российская Газета

С Беркутом я познакомилась на военном полигоне на Херсонщине, где проводилось обучение тактике ведения боя нового пополнения добровольческого отряда имени Героя СССР, командующего ВДВ Василия Маргелова.

- Почему на открытой местности не собираемся больше одного? - обратился к новичкам грозный с виду инструктор с крепкими бицепсами и обескураживающе добродушной улыбкой. И сам ответил на свой вопрос:

- Много вражеских БПЛА летают на высоте, мы их просто не видим, но операторы ВСУ нас прекрасно видят. Сколько наших ребят погибло, считая, что никто в небе за ними не наблюдает. Первоочередная цель на войне - поразить несколько бойцов. На одного тратить минометную мину жалко, но если вы стоите кучкой, - ждите прилета. Когда где-то передвигаетесь, держите дистанцию не менее 8-10 метров, чтобы вы друг друга слышали, но при этом вас не накрыло одним выстрелом.

Вячеслав знает военную грамоту как никто другой. Житель Краматорска с 2014 года воевал в народном ополчении в Донбассе. До госпереворота на Украине больше двадцати лет служил в прославленном "Беркуте".

"Беркуты" стали одним из символом для жителей Донецкой области, восставших против несправедливости киевских властей.

- Мы давали присягу государству. На Украине произошел вооруженный переворот, и подразделение перестало существовать. Но бойцы остались с народом, - рассказывает Вячеслав.

"Беркуты с нами", - с надеждой говорили жители Донбасса. Для многих ополченцев это был стимул, знак, что они поступают правильно. "Беркутов" западные идеологи не могли обработать и запугать.

- Одурачить меня и моих сослуживцев не получилось, как и наших детей. Моему сыну в 2014-м было 17, он дежурил на блокпостах в Краматорске. Матери, чтобы не тревожилась, говорил, что гуляет с друзьями. А я с ребятами отражал атаки "нациков", которые пытались с разных сторон войти в город. Мы также поддерживали порядок - пресекали мародерство. Сами понимаете: для кого-то - война, а для другого - мать родная.

В ополчении Вячеслав познакомился со Сватом, который через восемь лет стал командиром отряда маргеловцев в Херсонской области. Вместе они освобождали Новоазовск, воевали под Мариуполем и Луганском.

Под Артемовском Вячеслав получил свое первое ранение. Перед его группой была поставлена задача выбить вэсэушников с опорного пункта. Почти все его ребята в том бою были ранены, целыми остались трое, среди них - Беркут. Они продолжали бить по цели. Противник начал стрелять из станкового гранатомета. Заряд вошел в стену в метре от Вячеслава. Осколки попали в обе ноги и руку.

На СВО Беркут получил не одно ранение, но, подлечившись, всегда возвращался в строй.

- Чувство долга не дает мне уйти со службы, пока идет война. Родные не удерживают. Я всю жизнь в погонах, не скажу, что им это нравится, но, наверное, они привыкли. Есть такие обстоятельства, которые сильнее нас. Раз должен - собрался и пошел...

В отряд имени Маргелова Вячеслав также попал после ранения. Беркута назначили командиром боевой группой, которая под его руководством проявила чудеса храбрости и выносливости. Все ее бойцы удостоены государственных наград, а их командир - ордена Мужества.

Лучший боевой выход группы был в районе Антоновского моста. Десять маргеловцев должны были выбить противника с одного из днепровских островов. Кстати, история очень напоминает случай, произошедший с легендарным Василием Маргеловым, который с малой группой форсировал Днепр в 1944-м.

Беркут со своим ребятами попал на остров без еды и воды. Держались пять суток. Пили из реки, в которой плавали трупы погибших с обеих сторон солдат, очищая воду подручными средствами.

ВСУ усиленно обстреливали весь остров. Вячеслав снова был ранен и приказал подчиненным отходить. Сам не мог передвигаться.

- Если бы ребята остались со мной, мы бы все погибли. Нас накрыла бы украинская "арта". Группа оттянулась, и вэсэушники подумали, что на острове никого из наших уже нет.

У Вячеслава был поврежден позвоночник. Но он был полезен отряду и в таком состоянии: лежа на земле, координировал действия наших артиллеристов.

- Я лежал близко к вражеским позициям и мог определить, откуда ВСУ ведут огонь. Сообщал данные по рации.

Через несколько часов, когда стемнело и подействовало обезболивающее, командир пополз к своим. Вячеславу оказали первую медицинскую помощь, а от эвакуации он отказался. Несмотря на тяжелое ранение, утром вместе со своей группой вернулся на прежние позиции, потому что надо было выполнить боевую задачу.

После ранения под Антоновским мостом Беркут уже не может воевать так, как раньше, хотя морально готов к этому и даже досадует на медиков, что его якобы плохо лечили. Но травма позвоночника - это не шутки. У Вячеслава все-таки есть шанс, по прогнозам врачей, восстановить здоровье.

А пока его перевели в отряде на более "легкую" работу: он руководит комендантским взводом и помогает в подготовке бойцов.

На вопрос, не пора ли вернуться домой, к семье, ведь долг Родине выполнен с лихвой, Беркут ответил как истинный воин и патриот Отечества: "Рано, сначала мы должны окончить войну".