Транспортный коллапс на Украине. Пришло время перекрыть каналы западных поставок

Дания станет первой страной Запада, которая наладит производство вооружения для ВСУ на своей территории.

Транспортный коллапс на Украине. Пришло время перекрыть каналы западных поставок
© Свободная пресса

Соответствующее соглашение подписано согласно инициативе Build with Ukraine. Как утверждает министр обороны Украины Рустем Умеров, Копенгаген уже выделил 77,8 млн долларов на эти цели.

Норвежская Kongsberg Defence & Aerospace, производящая ЗРК NASAMS, планирует поставлять Киеву крупносерийные зенитные ракеты и морские беспилотники. Сообщается, что ВСУ уже получили не менее 9 батарей NASAMS.

Инициатива Build with Ukraine нашла поддержку в Германии и Литве. Глава МИД ФРГ Иоганн Вадефуль во время визита в Киев подтвердил, что Берлин занимается наращиванием производства систем ПВО. Кроме того, по словам министра обороны Германии Бориса Писториуса, продолжается налаживание производства дальнобойного оружия на Украине. Первые образцы должны поступить в ВСУ в ближайшие недели.

В изготовление на территории Украины оружия, тем более - дальнобойного, верится с трудом, но в производство в самих странах НАТО – вполне. Туда Москва бить не будет. Опять же, налоги, рабочие места, «все в дом, все в семью»…

— Производства на территории Украины — законная цель для ударов со стороны России, — подчеркивает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Поэтому вполне логично разместить производства на территории стран НАТО.

«СП»: А что именно датчане производить будут? Что они могут в теории?

— Вероятнее всего, БПЛА. Это дешево и сердито, зато с помпой можно заявлять о том, как Дания поддерживает Украину. Да и в целом, как мы видим, это основной элемент современной войны.

«СП»: То есть говорить о создании какого-то отдельного производства для Украины не приходится, речь о беспилотниках и снарядах? На большее (типа танков и ракет) ресурсов не хватит?

— Танки в этом конфликте играют вспомогательную роль, и если Киеву что-то и будут еще поставлять, то старый хлам со складов. Ракеты Европа поставляет Украине, но ограничено и строго определенных типов. Опять же, все в рамках логики гибридной войны средней интенсивности.

«СП»: Дания это делает из-за особой русофобии, или ничего личного - только бизнес? То есть продавать Украине будет?

— Это часть общего плана НАТО и ЕС по поддержке Украины и, в общем, не так принципиально, кто будет первым — Дания, Швеция или Германия. Европа демонстрирует намерение и дальше вооружать Украину.

«СП»: Какие еще страны готовы к этому подключиться? Норвегия? Германия? Кто еще?

— Думаю, многие страны ЕС в той или иной степени поучаствуют. Но нужно понимать, что помощь эта достаточно ограниченная, ровно настолько, чтобы поддерживать конфликт на нынешнем уровне интенсивности, подольше изматывать Россию, не дать киевскому режиму коллапсировать.

«СП»: Дания не граничит с Украиной. И вообще, с точки зрения логистики, этим проще заниматься в странах Восточной Европы. Почему Европа не может релоцировать производство в той же Польше? Или каждый тянет одеяло на себя?

— Если говорить о Польше, то она действительно тянет одеяло на себя. У нее амбиции стать ведущей военной державой Восточной Европы, и деньги Варшава будет по возможности тянуть из ЕС.

Кроме того, поляки считают, что и так делают для Украины много. Что касается Венгрии или Словакии, которые также граничат с Украиной, то они в целом не горят желанием спонсировать киевский режим и делают минимум из того, что от них требует ЕС. То же самое с Румынией.

«СП»: А как насчет Чехии? У нее есть интерес поддерживать Украину? Или хотя бы сделать на ней деньги?

— Да, Чехия один из главных спонсоров Украины, чешские ракеты уже прилетали в Курскую и Белгородскую области. Однако в случае смены правительства, а в Чехии этой осенью выборы, подход Праги может стать более умеренным.

«СП»: Расчет на то, что мы не уничтожим это производство на территории страны НАТО. Но в момент прибытия «товара» на Украины можем! Почему позволяем завозить?

— По-хорошему, давно пора устроить хаос на транспортных артериях и заблокировать коридоры поставок. Почему это не делается - открытый вопрос.

«СП»: А для чего нужны были все эти разговоры о производстве чего-то на территории Украины? Просто пыль в глаза? Те же беспилотники Киев все же собирает, но с помощью Европы или сам?

— Комплектующие, конечно, импортные. Беспилотники хороши тем, что их можно собирать кустарным способом. Но в любом случае поставки комплектующих идут из ЕС, да и по производствам на территории Украины периодически прилетает. Поэтому без «страховых» поставок Киеву все равно не обойтись.

— Ничем принципиально новым Европа помочь Украине не может, — уверен военный эксперт Максим Климов. — Тут в другом дело, в подготовке промышленности Европы к войне и обкатке и проверке предлагаемых технических и тактических решений против нас в СВО.

«СП»: Что конкретно та же Дания может сейчас начать клепать для ВСУ?

— Вариантов много, и не вижу смысла ломать голову над этим. Скорее всего, БПЛА или артиллерийские боеприпасы. Подключиться к этому могут многие, что давно и происходит. Например, можно вспомнить снарядные заводы Пакистана, работающие «в 3 смены» на ВСУ где-то с середины 2023 года.

«СП»: США отложили поставки перехватчиков Patriot, ракет Hellfire, Stinger и AIM, 155-мм осколочно-фугасных снарядов для гаубиц и высокоточных ракет GMLRS. Может ли Европа это заменить?

— Точно нет. Разве что снаряды. Но к достоверности информации есть вопросы.

«СП»: Нам, в любом случае, остается только уничтожать груз по прибытии?

— Можно еще бить по ключевым элементам ЖД инфраструктуры и мостам, но с учётом развитой автомобильной логистики это не особо эффективно…

— Полностью заменить США страны Европы не смогут — на настоящий момент они производят совсем небольшую часть натовской номенклатуры вооружения, — отмечает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.

— Какие-то производства можно достаточно быстро масштабировать — прежде всего, речь идёт о производстве артснарядов в Восточной Европе.

Также быстро можно нарастить новые типы вооружения наподобие БПЛА. Если сборку FPV-дронов проще производить в гаражах на самой Украине, то дальнобойные украинские БПЛА самолётного типа, действительно, могут начать делать и в Европе.

Впрочем, если речь идёт о Дании, полагаю, соглашение подразумевает выделение бюджета. А производства будут расположены в Польше. Это уменьшает плечо логистики.

Также европейские страны будут расширять выпуск средств ПВО и тактических ракет, морских БПЛА. Вот это - уже на своей территории, а военные заказы пойдут в их промышленность.

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, - в теме «Свободной Прессы».