Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Боец с позывным Искра рассказал о нелегкой работе зенитчиков

Начальник противовоздушной обороны отдельной гвардейской 83-й десантно-штурмовой бригады ВДВ Искра оправдывает свой позывной. За время СВО зенитно-ракетные комплексы, находящиеся на вооружении уссурийских десантников, сбили и сожгли сотни единиц вражеской воздушной техники.

Некоторое время назад Генеральным штабом было принято решение не размещать в прифронтовой зоне зенитно-ракетные бригады. Уж очень высок риск того, что они демаскируют находящиеся в непосредственной близости командные пункты, которые могут попасть под удар крупных натовских ракет, переданных ВСУ, например, той же американской реактивной системы залпового огня М142 "Хаймарс". По этой же причине решили рассредоточить большие стационарные комплексы на гусеничном ходу на значительном расстоянии от важных объектов. А на вооружении противовоздушной обороны соединений стали использовать более мелкую технику, которую непросто обнаружить и легко переместить.

В 83-й бригаде сейчас сосредоточены различные комплексы обнаружения, например, такие как РЛС "Гармонь", комплексы подавления, такие как антидроновые ружья "Гарпия" и ПАРС, а также средства уничтожения, такие как переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) "Верба".

- Та же радиолокационная станция "Гармонь" обеспечивает обнаружение самолетов и вертолетов, беспилотных аппаратов, крылатых ракет на расстоянии до 40 и высоте до 10 километров. Эта РЛС способна определять, какому государству принадлежит данная цель и выдает информацию о ней на комплексы автоматизированного управления огнем, - отмечает Искра, решив поподробнее рассказать именно о "Гармони", хотя на вооружении подразделения есть комплексы и поновее. Но о них пока говорить нельзя: враг не дремлет.

Здесь нужно отметить, что небо над подразделениями бригады сканируется в дежурном режиме 24 часа в сутки. Помимо стационарных постов воздушного наблюдения присутствуют мобильные группы противодействия на пикапах, которые имеют в своем составе пулеметную установку для поражения небольших воздушных целей типа БПЛА, а также легкие и простые в использовании антидроновые ружья, способные защитить личный состав на марше в пешем порядке, а также на позиции от воздействия FPV-дронов и "мавиков". Пост воздушного наблюдения, обнаружив цель, передает координаты в мобильную группу, которая тут же выдвигается "на охоту". Каждый член экипажа - универсал, способный заменить своего товарища в случае его ранения или гибели.

На маршах также незаменимы ПЗРК. Относящийся к средствам уничтожения переносной зенитно-ракетный комплекс "Верба" - улучшенная версия прежних поколений "Игл", его можно использовать в любую погоду и время суток, а также во время движения. Немаловажна и установка на машину, перемещающуюся в зону активных боевых действий, автомобильных радиоэлектронных комплексов, таких как РЭБ "Гроза", что позволяет максимально сохранить жизнь расчета.

- Сейчас мы не совершаем марши большими колоннами - для того, чтобы исключить нанесение ракетных ударов противника и больших потерь людей и техники, - поясняет Искра. - По этой же причине рассредоточиваем по колоннам прикрываемых подразделений наши ПЗРК. В одной из пар машин обязательно присутствует какой-то из комплексов для уничтожения.

Искра в противовоздушной обороне со времен Сирии. На мой вопрос, пригодился ли сирийский опыт на спецоперации, отвечает, что нынешняя война отличается кардинально не только обилием дронов, но и постоянной их модернизацией.

- Здесь нам все время приходится соперничать с врагом - как друг друга обогнать, быстрее и выше летать, дальше бить, постоянно менять частоты, - говорит Искра. - В Сирии была другая война, по старинке. Туда можно было приехать и научиться работать по ходу, с нуля. Здесь так уже не получается - нужно прежде пройти серьезное обучение в учебных центрах.

По этой же причине нельзя ставить вопрос, готовы ли были средства ПВО к спецоперации, - считает он. Тот же ПЗРК "Верба", несмотря на то что новый, уже нуждается в модернизации. Новейшая разработка, о которой можно уже говорить (так как она "засвечена") - комплекс-перехватчик "Елка", который проще в изготовлении и дешевле в обслуживании чем те же "Верба" или "Игла", но при этом гораздо универсальнее. Эта установка уже прошла апробацию и поступает в войска.

- А на какой зенитный ракетно-пушечный комплекс "молятся" в зоне СВО?

- Из ракетно-пушечных это, конечно, "Тунгуска". Замечательный агрегат. Имеет в своем составе 30-ти миллиметровые спаренные автоматы и управляемые ракеты с дальностью полета до 8 километров. Но конкретно в моем подразделении этой установки, к сожалению, нет. Из крупнокалиберных комплексов у меня есть ЗУ-23, который можно устанавливать на шасси разных легких бронированных тягачей. Кстати, очень неплохо себя проявляет для прикрытия командных пунктов от низколетящих БПЛА.

- А "Хаймарсы" сбивать можно?

- Они всегда сбивались и будут сбиваться, но не нами, а войсковой ПВО, имеющей в своем составе ЗРК соответствующего класса и дальности стрельбы. У нас же на вооружении комплексы ближнего действия, которые работают на высоту до 3,5 километров. Поэтому мы в свою очередь взаимодействуем с войсковым ПВО, чтобы они прикрывали наши командные пункты и передовой пункт управления бригадой именно от ракетного удара.

Ну а в данный момент самая горячая работа зенитчиков - конечно же на переднем крае, где они прикрывают штурмовые подразделения, расширяющие в Сумской области буферную зону. Здесь же расположены посты воздушного наблюдения, от них информация подается на пункт управления ПВО, а уже оттуда - к средствам поражения. Из походного положения в боевое ПЗРК разворачивается за 5-7 секунд, а большим комплексам для этого требуется до пяти минут. А вот после того, как отстрелялись, надо сразу уезжать с этого места, потому что высока вероятность, что сюда прилетит ответка от врага.

- Любой пуск ракеты всегда виден, поэтому после каждого выстрела мы всегда меняем позицию, - отмечает Искра.

Интересуюсь у Искры, какой первый тост он произносит в праздники, будь то 23 февраля или день зенитчика (8 июля).

- Первое, что на ум приходит: за тех, кто сами не летают и другим не дают! - смеется он. - А вообще, нас часто в шутку называют мухобоями.

Но тогда уж не мухобои, а птицеловы, на современный-то лад.