Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Новая война на Ближний Восток прилетит на крыльях китайских  J-10C или русских МиГ-35

Похоже, мало кто в мире сомневается, что нынешнее перемирие между Израилем и Ираном носит шаткий и кратковременный характер.

Поскольку только что завершившаяся разрушительная 12-дневная война между этими странами не решила ни одной из фундаментальных проблем, которые к ней и привели.

Но вот то, насколько на самом деле близким может оказаться возобновление боевых действий, показала серия заявлений представителей командования ЦАХАЛ, прозвучавших на днях.

Первым высказался министр обороны Израиля Исраэль Кац. Он сообщил, что приказал в кратчайшие сроки разработать «план принуждения» Ирана. Его суть - «сохранение превосходства Израиля в воздухе, предотвращение ядерного продвижения и производства ракет, а также ответы Ирану за поддержку террористической деятельности против государства Израиль».

«Мы будем действовать последовательно, чтобы пресечь угрозы такого рода», — добавил министр.

Слова своего прямого начальника тут же предельно цинично конкретизировал командующий израильскими ВВС генерал-майор Томер Бар. По его мнению, Тель-Авив собирается добиваться, чтобы его боевые самолеты могли беспрепятственно появляться в небе даже «над Тегераном в любой момент, когда бы мы ни выбрали.

Это решающий компонент. Нам нужно создать такое воздействие, которое заставит их (персов – «СП») почувствовать себя побежденными».

Как израильские ВВС намерено действовать, чтобы заставить иранское руководство «чувствовать себя уязвимым»? Генерал Бар пояснил: «И если вы спросите меня, что приведет нас к этой точке, то это только одно: превосходство, превосходство и еще раз — превосходство… Это длительная битва и кампания превосходства. От вылета к вылету здесь есть мощная логика».

Что важно: эти прямые угрозы прозвучали как раз тогда, когда для восстановления утраченного в 12-дневную войну контроля над собственным небом высокие представители руководства Ирана в Китае и России начали серию консультаций о возможностях срочной закупки в этих странах крупных серий современных истребителей.

Для этой цели в Москву помчался министр иностранных дел ИРИ Аббас Аракчи. А иранский министр обороны Азиза Насирзаде 26 июня навестил Пекин.

А куда же пропала собственная боевая авиация персов? Что стряслось с их системой ПВО, до нынешнего июня считавшейся едва ли не самой мощной на Ближнем Востоке?

Согласно данным Military Balance за 2025 год, до недавнего конфликта Иран располагал примерно 150 истребителями.

Основу парка составляли устаревшие американские модели F-4 Phantom II (64 единицы), F-5E/F Tiger II (35) и F-14A Tomcat (41), поставленные из США еще до Исламской революции.

Также на вооружении числились 18 российских МиГ-29А/УБ. Однако большая часть из них из-за режима санкций, увы, давно утратила боеспособность.

Как оказалось, всего этого с горем пополам хватило иранцам всего на первые двое-трое суток интенсивных боевых действий.

Как сообщает The New York Times, ссылаясь на данные западных аналитиков и разведки, к 17 июня Израиль подверг атакам шесть военных аэродромов противника, включая крупнейшую базу в Исфахане. Что привело к уничтожению прямо на стоянках почти всех боеспособных самолётов и вертолётов.

Западные источники, включая Newsweek, указывают на полное доминирование Израиля в воздушном пространстве Ирана на заключительном этапе войны. Бывший замглавы Совбеза Израиля Чак Фрейлих отметил, что «большинство значимых систем ПВО Ирана были уничтожены». Что накануне перемирия позволило израильским самолётам действовать вообще без сопротивления.

Из этого, а также из приведенных выше заявлений высокопоставленных израильских военных, следует, что стратегия Тель-Авива на ближайшую перспективу будет заключаться в том, чтобы любой ценой сохранить сложившееся унизительное для персов, но выгодное ему статус-кво. Не останавливаясь, если потребуется, перед новым и самым сокрушительным использованием военной силы по одному лишь подозрению, что Тегеран хотя бы пытается «приподнять голову».

Таким образом, контуры нового весьма вероятного вооруженного конфликта сторонами вычерчены абсолютно четко. Как только у Ирана появятся первые современные российские или китайские боевые самолеты – авиация и ракетные войска Израиля постараются их разбить прямо на аэродромах. Раньше, чем персы успеют хотя бы приступить к освоению новинок.

Причем, все это без тени смущения Тель-Авивом в отношении суверенной страны анонсируется заранее. А как еще, дескать, побежденным дать почувствовать, что они именно побежденные? Причем – навсегда?

Даже американское интернет-издание Military Watch от такой откровенности пришло в некоторое изумление. Оно недоуменно констатировало: «Заявление министра Каца о том, что Израиль может ответить на такие законные и обычные действия… которые Иран в настоящее время осуществляет в больших масштабах, нанесением авиаударов, дает возможность Армии обороны Израиля атаковать страну вообще в любое время». И никого в международном сообществе это, как представляется, не смущает.

Во всяком случае, особых протестов и предупреждений в адрес Израиля не звучит ниоткуда. О возможных санкциях против инициаторов грядущего разбоя и говорить нечего.

Ну и каковы военно-технические перспективы персов в восстановлении собственного контроля над суверенным небом Ирана?

Как уже сказано, все их надежды в сфере обороны традиционно для последних десятилетий связаны с Китаем и Россией. Причем, западные аналитики полагают, что Ирану сегодня требуется от союзников никак не менее 100 современных истребителей.

Так считает, например, американский геополитический аналитик Брайан Берлетик, сам прежде служивший в морской пехоте США. Он утверждает: «Чтобы создать хотя бы паритет (с Израилем – «СП»), Ирану понадобилось бы 100–300 боевых самолетов. И вся вспомогательная инфраструктура, вспомогательные экипажи, наземное вспомогательное оборудование, цепочки поставок, специализированное топливо, обученные пилоты (подготовленные на том же уровне, что и израильские/американские летчики)».

Не очень понятно, как персам всем этим обзавестись в условиях, когда Израиль обещает их заново разбомбить даже за первые шаги в выбранном направлении. Но согласитесь – двигаться по этой дороге надо. И не мешкая.

Самым вероятным вариантом быстрого восстановления разгромленных ВВС Ирана считается китайский многоцелевой однодвигательный истребитель J-10C «Стремительный дракон».

Позиционируемый как альтернатива F-16V и Gripen E. Стоимость «китайца» составляет от 60 до 90 млн. долларов в зависимости от комплектации.

Так считает, например, иранская газета Khorasan. По информации издания, переговоры по этому контракту Тегеран с Пекином ведут уже около двадцати лет. В 2015 году стороны начали было обсуждать поставку первых 150 самолетов. Но из-за валютных ограничений и действовавшего тогда оружейного эмбарго сделка сорвалась. Китай требовал оплату в иностранной валюте, тогда как Иран предлагал бартер с использованием нефти и газа.

После снятия санкций в 2020 году переговоры возобновились. Однако объем потенциального контракта сократился до 36 машин. Но и при этом стороны вновь не договорились об условиях оплаты.

Ситуация изменилась 24 июня 2025 года, когда США официально разрешили Китаю закупать иранскую нефть без угрозы санкций. Это открыло путь к возобновлению сделки.

Китайские J-10C, пишет Khorasan , рассматриваются Тегераном как доступная альтернатива российским тяжелым истребителям Су-35. Первые четыре из которых Тегеран приобрел еще в 2023 году.

Тогда планировалось, что таких самолетов персы закупят у России до полусотни. Но коррективы внесла начавшаяся наша спецоперация на Украине.

Все Су-35, которые сейчас в силах дать наша промышленность, в первую очередь направляются в интересах российско-украинского фронта. Поэтому о сделке с Ираном на ближайшие годы и говорить пока несерьезно.

К тому же Су-35 слишком дорого стоят на рынке вооружений. А, во-вторых, куда сложнее в обслуживании по сравнению со «Стремительными драконами». Вот все и свелось на сегодня на этом направлении к переговорам персов с Китаем.

Но так ли уж все здесь отныне столь уж безнадежно для Москвы? Отнюдь. У нас есть что предложить Тегерану и помимо отодвинутого, выходит, в долгий ящик Су-35.

Прежде всего – это легкий истребитель МиГ-35 поколения «4+», глубоко модернизированная версия знаменитого нашего МиГ-29. Который, как уже сказано (и это, возможно, ключевое обстоятельство в данном контексте), давно стоит на вооружении ВВС Ирана.

Стало быть, эта российская боевая машина хорошо знакома персидским летчикам. И не потребует от них много времени и усилий для полноценного освоения.

К тому же на персидских аэродромах по той же причине давно в наличии почти вся техническая аппаратура для обслуживания таких истребителей.

А что МиГ-35 способен дать иранским ВВС?

Прежде всего – совершенно иные возможности в борьбе с израильскими и американскими самолетами. Поскольку авионика МиГ-35, который поступил на вооружение ВКС РФ сравнительно недавно, в 2019 году, в целом опережает ту, что установлена на его предшественнике, лет на 15-20.

Одна из выдающихся особенностей МиГ-35 — его радар с активной электронно-сканирующей решеткой «Жук-АЭ» от компании «Фазотрон».

Считается, что он может обнаруживать и отслеживать до 30 целей одновременно в радиусе 150 километров.

В сочетании с современными системами радиоэлектронной борьбы этот радар обеспечивает улучшенную ситуационную осведомленность летчика. Самолет также имеет отдельные элементы малозаметности, включая радиопоглощающие покрытия. Хотя, конечно, и уступает в этом американским F-35 или российским Су-57.

На МиГ-35 российские конструкторы с недавних пор принялись активно внедрять некоторые конструктивные элементы с нашего передового истребителя пятого поколения Су-57. Таких, скажем, как нашлемные системы целеуказания для пилота. Что, как считают специалисты, резко повышает боевые возможности этих «мигов».

Наконец, явно не случайно в прессу в последние недели просочились сведения, что правительство РФ выделило дополнительное финансирование авиазаводу «Сокол» в Саратове, которые и выпускает наши «миги». Почти наверняка это означает, что дополнительный интерес к МиГ-35 возник и у отечественного Минобороны. Что, если это так и есть, может послужить дополнительным толчком к наращиванию экспорта этого истребителя.

Как утверждают, «Сокол» даже сегодня в состоянии выпускать по 14 единиц МиГ-29М и МиГ-35 ежегодно. А скоро сможет, выходит, и больше.

Было бы, считаю, логичным предположить, что некоторая часть этой саратовской продукции может быть продана Ирану. Не вместо, а вместе с китайскими «Стремительными драконами». Так наш союзник быстрее поднимется на ноги после нокаутирующего удара США и Израиля.