Гендиректор Севмаша Будниченко: Мы передали ВМФ 13 АПЛ четвертого поколения
Рост производства на предприятиях ОСК, отмеченный в сводках минэкономразвития за апрель - май 2025 года, в канун Дня кораблестроителя подтверждается новостями с верфей и заводов.
В Санкт-Петербурге поднял флаг новейший траулер "Капитан Таран" - построен на Выборгском судостроительном заводе. На Восточной верфи спущен на воду краболов "Аурум". Там же, на Дальнем Востоке, начались швартовные испытания дока-понтона "Амурец" - это детище Амурского судостроительного завода.
Все три упомянутые верфи - в контуре управления Объединенной судостроительной корпорации. Как и знаменитые Адмиралтейские верфи, где в начале июня передали ВМФ дизель-электрическую подводную лодку "Якутск", о чем "РГ" недавно писала. А сегодня на связи с нами Севмаш - крупнейшая оборонная верфь ОСК - и его генеральный директор Герой Труда Михаил Будниченко.
Севмаш еще в советские времена называли флагманом отрасли. Удается ли такую позицию сохранить?
Михаил Будниченко: Лучше всего об этом сказал президент России. Выступая на закладке АПЛ "Князь Владимир", он отметил, что вряд ли есть еще одно такое предприятие в мире, которое сделало столько для своей страны. С начала 2000-х Россия идет уверенным курсом обновления своего ВМФ. Мы построили и передали флоту тринадцать АПЛ четвертого поколения.
А сейчас?
Михаил Будниченко: Сейчас на разных стадиях строительства находится ряд многоцелевых АПЛ и АПЛ стратегического назначения. Отмечу, что за последние годы мы вышли на высокие темпы работ, сравнимые с золотым веком кораблестроения: ритмично передаем корабли флоту, в 2021 году ВМФ принял от Севмаша сразу три подводных крейсера. Кроме того, по программе государственного оборонного заказа предприятие выполняет модернизацию большого надводного корабля 11442М. Внушительный объем работ. После модернизации он станет флагманом российского флота.
Поясним для читателей: упомянутый вами корабль проекта 11442М - это атомный крейсер "Адмирал Нахимов". А многие знают и о том, что Севмаш - родина первой советской атомной подводной лодки "Ленинский комсомол"...
Михаил Будниченко: Не только. И первой в мире ракетной дизельной подводной лодки проекта Б-611 - тоже. И то и другое - предмет нашей гордости, начало новых страниц в истории Военно-морского флота. На стапелях завода построена 141 АПЛ. Это значительно больше, чем на всех вместе взятых отечественных судостроительных предприятиях. Фактически Севмаш построил больше двух третей атомного подводного флота Советского Союза. С наших стапелей сошли корабли-легенды, рекорды которых до сих пор не превзойдены ни одним флотом мира. И сегодня мы являемся единственным предприятием в стране, которое строит атомные подводные лодки.
Со стапелей Севмаша сошли корабли-легенды, рекорды которых до сих пор не превзойдены ни одним флотом мира
Сейчас, когда предприятия ОПК наращивают свои компетенции в условиях антироссийских санкций и жестких внутренних ограничений, невольно вспоминаются 90-е годы. Выстояли тогда, справимся и теперь?
Михаил Будниченко: В 90-е годы, когда у Севмаша обнулился гособоронзаказ, генеральный директор Давид Гусейнович Пашаев смог удержать предприятие на плаву и сохранить трудовой коллектив. Во многом благодаря его стратегическим решениям мы все же приступили к строительству АПЛ четвертого поколения и сегодня можем говорить о том, что наша страна обладает сильным атомным подводным флотом. Современные корабли, построенные на Севмаше, по ряду параметров не имеют аналогов в мире.
29 июня будем отмечать профессиональный праздник корабелов. Такой день появился в календаре недавно...
Михаил Будниченко: Да, День кораблестроителя - праздник молодой, учрежден всего восемь лет назад. Безусловно, я этому рад. Считаю, что нет почетней профессии, чем кораблестроитель. Мы ощущаем связь времен, гордимся своей историей и стремимся приумножить то, что было сделано до нас.
Тем временем
Информационное агентство ТАСС, опираясь на свои источники, в канун профессионального праздника корабелов подтвердило важную для них информацию: атомный подводный крейсер "Дмитрий Донской" - головной корабль в уникальной серии ракетоносцев проекта 941, что спроектированы в ЦКБ "Рубин" и построены на Севмаше, - сохраняет шансы стать музеем. По сведениям ТАСС, Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (в контуре управления ОСК) получило задание и уже готовит проект музеефикации этого корабля. А сам он сейчас в Северодвинске, на общей акватории Севмаша, БелВМБ и Центра судоремонта "Звездочка", где с ним проводят предусмотренные регламентом технические операции.