В Северодвинске простились с ветераном-подводником головной "Акулы" - ракетного крейсера ТК-208
Он родился на Соловках. На моряка-подводника (по примеру отца) учился в Севастополе. А большую часть жизни провел на Севере - в местах базирования атомных подводных лодок и там, где их строили и продолжают строить - в Северодвинске.
Там и закончил земной путь капитан I ранга Валерий Владимирович Кисеев. Чтобы проститься с ним, 25 июня в северодвинский Дом офицеров шли друзья-подводники, корабелы, студенты и преподаватели Севмашвтуза.
Так, еще по старинке, называют северодвинский филиал САФУ, где много лет, уже в запасе, каперанг Кисеев готовил кадры для Севмаша, "Звездочки" и для ВМФ, густо замешивая инженерные и морские науки с суконной правдой жизни и законами выживания - в прочном корпусе АПЛ, в море и на берегу.
После Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища лейтенант Валера Кисеев получил назначение на Север. Первая должность - командир группы управления реактором на атомной подводной лодке К-128 проекта 675. Такие субмарины несли на борту крылатые ракеты, предназначенные для борьбы с авианосцами.
Следующая ступень его профессионального роста - командир дивизиона движения на К-325 проекта 667Б - это атомные субмарины с баллистическими ракетами. А затем уже ракетоносцы уникального проекта 941 "Акула" - Кисеев был назначен командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) на головной корабль этой серии - ТК-208. И стал первым в истории ВМФ механиком на подводной лодке, получившим в этой должности звание капитана I ранга. А за ввод головного корабля в боевой состав флота - орден Красного Знамени...
Как это было и кто те отважные люди, что на стальных "Акулах" уходили под лед и проламывали его на Северном полюсе, а потом на четыре месяца отправлялись в автономку, несли подо льдом боевое дежурство, устраняли неизбежные поломки и технические отказы, тушили возгорания и возвращались невредимыми домой, - мы стали узнавать совсем недавно.
И Валерий Кисеев не был первым, кто начал об этом рассказывать. Но когда случалось, делал это без пафоса, лаконично и убедительно. В чем и я имел возможность убедиться, оказавшись однажды в его северодвинской квартире.
За время, что прошло со дня записи этого видео, много случилось событий, которые мы воспринимали одинаково остро, хотя и были на большом расстоянии друг от друга. И, конечно, делились новостями о продлении эксплуатации крейсера ТК-208, что последние двадцать лет нес службу под именем собственным "Дмитрий Донской".
Валерия Кисеева не стало 21 июня. А весной, в День моряка-подводника, "Российская газета" успела порадовать его и всех, кто связан с флотом, надеждой-новостью о том, что "Дмитрий Донской" не будет оправлен на утилизацию, а станет филиалом Центрального Военно-Морского музея.