Эксперты: Израиль согласился на перемирие с Ираном из-за нехватки боеприпасов
Скоротечный конфликт с Ираном обнажил проблемы ПВО и ПРО Израиля. Как отмечают западные СМИ, у Тель-Авива наблюдается острая нехватка боеприпасов для комплексов противовоздушной обороны. Эксперты указывают, что дефицит вызван необходимостью США поддерживать как еврейское государство, так и Украину. Насколько в действительности критично положение Израиля?
В западных СМИ появилась информация, что у израильской армии заканчиваются некоторые ключевые виды вооружений и боеприпасов. Как отмечает NBC News, дефицит сформировался на фоне напряженных отношений между Дональдом Трампом и премьером еврейского государства Биньямином Нетаньяху.
По данным The Wall Street Journal, речь в первую очередь идет о боеприпасах для противоракетных комплексов Arrow. Издание подчеркивает, что Штаты знали о данной проблеме Израиля несколько месяцев назад. За это время Вашингтон пытался помочь Тель-Авиву восполнить запасы, однако после отправок большого количества снарядов на Ближний Восток к их исчерпанию подошли и сами Штаты.
При этом в рамках текущего конфликта еврейскому государству пришлось отбиваться от крайне масштабных атак со стороны Ирана. Так, издание The Times of Israel пишет, что в общей сложности Тегеран выпустил около 600 баллистических ракет. Отбить удалось 90% всех боеприпасов, выпущенных по территории Израиля.
В материале общее число ракет, которым располагала Исламская республика на момент начала конфликта, оценивается в две тысячи единиц. Предполагается, что на восполнение потраченных запасов у Тегерана уйдут долгие месяцы работы, однако информационный портал CTech отмечает, что Израилю все же придется задуматься о значительных корректировках имеющихся систем ПВО.
Сообщается, что наращивание противовоздушной обороны еврейского государства будет развиваться в рамках внедрения инновационных технологий противодействия ракетным ударам. В частности ожидается, что до конца года израильский концерн Rafael предоставит ЦАХАЛ системы лазерного перехвата Iron Beam.
В целом данная компания производит немало боеприпасов для систем ПВО государства. Однако в то же время атакующая мощь Ирана также продолжает нарастать. Так, Тегеран впервые использовал против еврейского государства ракеты Kheibar, дальность которых составляет 2000 километров, передает Mehr.
На эту тему Удар по Ирану показал худшую сторону президента США Иран и Израиль победили друг друга Цель США – не Тегеран, а Пекин
Накануне президент США Дональд Трамп объявил о вступлении в силу перемирия между Ираном и Израилем. Однако после этого Тель-Авив заявил о перехвате двух иранских ракет и поручил военным ответить на атаку. При этом начальник генштаба армии страны Эяль Замир заявил о завершении значимого этапа 12-дневной операции против Ирана и нацеленности на сектор Газа.
«Израиль активно применял авиационные боеприпасы для атак по целям на территории Ирана в ходе 12-дневного конфликта. Количество налетов и их интенсивность не дают оснований говорить, что еврейское государство столкнулось с каким-то дефицитом вооружений. Этой проблемы нет и сейчас», – отметил Яков Кедми, экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив».
Он отметил, что операции ЦАХАЛ предшествовала серьезная подготовка. «Так, руководство страны тщательно производило все расчеты: сколько целей, как их надо уничтожить и сколько потребуется боеприпасов для поражения каждой из них. Все ресурсы были заранее подготовлены. Тель-Авив также регулярно получал снаряды от США», – пояснил собеседник.
Похожая ситуация и по ракетам для ПВО,
добавил Кедми. Он напомнил, основные виды задействованных противоракет – израильского производства. Среди них – «Праща Давида», Arrow-2 и Arrow-3. «Ключевой источник пополнения вооружений у Тель-Авива – собственный ВПК», – подчеркнул спикер.
По его оценкам, публикация американских СМИ о дефиците боеприпасов – глупость. «Причины появления материала могут быть разные: например, непрофессионализм журналистов. Возможно, речь идет о политическом заказе с целью исказить истинное положение дел», – акцентирует Кедми.
Российские эксперты придерживаются противоположного мнения. «Израиль действительно испытывает дефицит боеприпасов. В ходе нынешнего 12-дневного конфликта при меньшем количестве запусков Иран добивался большего числа попаданий по территории противника. Это видно по статистике использованных ракет», – отметил Алексей Анпилогов, президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание».
«Израильские системы «Железный купол», «Праща Давида» и «Хец» работали на пределах своего боезапаса
и под конец использовались ЦАХАЛ для перехвата ударов, нацеленных на стратегические объекты, в то время как атаки на второстепенные цели зачастую даже планово пропускались», – напомнил собеседник.
«Израиль делает крайне серьезную ставку на перехватчики ракет, которые производят США, хотя формально это числится совместными предприятиями. Вашингтон передает их Тель-Авиву, чтобы создать хотя бы видимость эшелонированной системы ПВО и ПРО. При этом существенный вклад в перехват иранских ракет вносили американские и британские корабли в Красном и Средиземном морях», – напомнил спикер.
«Стоит отметить, что Израиль испытывает также нехватку авиабомб и управляемых ракет классов «воздух – воздух» и «воздух – земля». Кроме того, я уверен, под дефицитом подразумевается и изношенность фронтовой авиации ввиду ее интенсивного использования, пусть и даже без формальных потерь. Очевидно, у авиации ЦАХАЛ в ходе этой войны весьма вырос так называемый ремонтный долг», – детализировал аналитик.
«Для Тель-Авива этот конфликт был намного дороже, чем для Тегерана.
Думаю, что Израилю понадобится несколько месяцев на восполнение потерь», – спрогнозировал эксперт, указав на связь между израильским дефицитом и нехваткой вооружения у ВСУ.
«Тель-Авив и Киев получают оружие из одного источника – НАТО. Европейские страны даже снимали зенитные комплексы с боевого дежурства, чтобы передать их Украине. Так же частично комплектовались и вооруженные силы еврейского государства. Сложилась ситуация, в рамках которой западным союзникам стран пришлось работать на два фронта одновременно. Это подразумевает серьезные финансовые затраты, поддерживать приемлемую боеспособность обеих армий становится очень сложно», – пояснил Анпилогов.
Схожей точки зрения придерживается Илья Крамник, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН. Он допустил, что Израиль испытывает дефицит боеприпасов противовоздушной обороны. Речь о ракетах для систем типа Arrow и «Праща Давида», которая создается с активным использованием американских комплектующих, уточнил собеседник.
«Расход боеприпасов для перехвата запущенных из Ирана ракет весьма заметен.
На фоне длительной кампании, очевидно, арсеналы сократились. И это проблема для Израиля», – акцентировал эксперт. По его мнению, нехватка ключевых видов вооружений могла стать одной из причин, почему власти еврейского государства поддержали инициативу Трампа о прекращении огня на Ближнем Востоке.
Применение Тегераном новых баллистических ракет в ходе конфликта, вероятно, способствовало углублению дефицита противоракет. «Такие цели сложнее перехватывать», – пояснил Крамник, добавив, что в последние дни острой фазы количество и интенсивность иранских залпов сильно сократились.