Жительница Ярославской области нашла дневники военного летчика

22 июня 1941 года у каждого было свое. Кто-то проснулся от взрывов авиабомб, кто-то с оружием в руках встретил врага на границе, кто-то узнал о начале войны из заявления Молотова по радио. Кажется, что к сегодняшнему дню опубликовано и расшифровано уже все, что относилось к той героической эпохе.

Жительница Ярославской области нашла дневники военного летчика
© Российская Газета

Но иногда происходят удивительные истории - на свет появляются ранее неизвестные материалы. Так, записи летчика-истребителя Павла Леонтьева корреспонденту "РГ" передала жительница ярославского поселка Бурмакино Зоя Емельянова. Эти документы хранил ее муж. Леонтьев был отцом его первой жены.

Павел Данилович Леонтьев родился в 1914 году в городе Кременчуге Полтавской области Украинской ССР. В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Войну начал в 67-м истребительном авиационном полку, ставшем затем гвардейским. Прошел путь от летчика до командира эскадрильи.

В отставку ушел в 1954 году гвардии подполковником, командиром 241-го гвардейского истребительного авиационного полка. Был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями "За оборону Москвы", "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Умер в 1961 году, похоронен на Воинском кладбище в Симферополе.

В годы Великой Отечественной войны совершил 175 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, участвовал в штурмовках и разведках, сопровождал бомбардировщики и патрулировал территорию.

В первые месяцы войны он записывал в карманный блокнот свои боевые вылеты - дату, место, задачу

В первые месяцы войны он записывал в карманный блокнот свои боевые вылеты - дату, место, задачу, продолжительность полета, важнейшие события. Война для летчика-истребителя Павла Леонтьева началась в первый же день - 22 июня: "В ночь с субботы на воскресенье 22 июня 1941 года в 3 часа ночи в полку объявили боевую тревогу. Было еще темно. Весь состав полка собрался быстро. Получили команду со штаба: рассредоточить самолеты вокруг аэродрома, что и было быстро проделано. В 3 часа 20 минут на эмке к нам в эскадрилью приехал командир полка и НШ (начальник штаба. - Прим. ред.), и, вызвав меня с личным составом звена, поставили задачу: взлететь, набрать высоту 5 тысяч метров и патрулировать над городом Рени с задачей не пропустить самолеты-бомбардировщики с запада на нашу территорию", - писал в своих воспоминаниях Павел Леонтьев.

После патрулирования в районе Рени Леонтьев с товарищами вернулся на свой аэродром и далеко не сразу поверил, что началась война.

"Барражировали мы над городом Рени 50 минут, и по истечении этого времени взяли курс на свой аэродром, идя со снижением. Подлетая, я увидел вокруг аэродрома в нескольких местах поднимавшиеся с земли столбы черного и серого дыма. Ну, наверное, начались маневры, подумал я, и это жгут дымовые шашки. Зарулив на место стоянки, я выключил мотор. В это время к моему самолету подошел командир полка.

- Немцы объявили нам войну, - сказал он. - И пока вы были в воздухе, они произвели налет на наш аэродром. Вон, смотрите - дым, это догорают немецкие бомбардировщики", - описывает свои впечатления Павел Данилович.

На второй день войны он сбил первый самолет врага: "Отражение налета на аэродром. Сбил один истребитель противника "Ме-109".

В 20-х числах июля летчики были переведены на аэродром Сухой Ташлык. Там 23 июля в составе группы Павел Леонтьев, отражая атаку вражеских самолетов, сбил "Ю-88" - немецкий многоцелевой скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88.

Всю остальную часть 1941 года летчики отходили на восток, перелетая с аэродрома на аэродром и продолжая выполнять задачи командования. В 1942 году Павел Леонтьев переведен на Западный фронт. Он прикрывал наземные войска, наступавшие в районе Можайска, Медыни, Мосальска, а также сопровождал бомбардировщики за линию фронта в районе Вязьмы.

6 марта 1942 года во время прикрытия войск в районе Юхнова завязался воздушный бой. Павел Леонтьев сбил немецкий истребитель "Фокке-Вульф", но и сам был сбит и ранен. Запись об этом - последняя в его блокноте.

До июля Павел Данилович проходил лечение в госпитале в Чкалове, потом вернулся в полк. В июле 1943 года его перевели на должность инспектора в 318-ю истребительную авиационную дивизию, где он и закончил войну.