Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Из дневника летчика-истребителя Леонтьева о начале войны

22 июня 1941 года у каждого было свое. Кто-то проснулся от взрывов авиабомб, кто-то с оружием в руках встретил врага на границе, кто-то узнал о начале войны из заявления Молотова по радио. Кажется, что к сегодняшнему дню опубликовано и расшифровано уже все, что относилось к той героической эпохе.

Но иногда происходят удивительные истории, и на свет появляются ранее неизвестные материалы. Так, записи летчика-истребителя Павла Леонтьева мне передала жительница ярославского поселка Бурмакино Зоя Емельянова. Эти документы хранил ее муж. Леонтьев был отцом его первой жены.

От летчика до командира

Павел Данилович Леонтьев родился в 1914 году в городе Кременчуг Полтавской области Украинской ССР. В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Войну начал в 67-м истребительном авиационном полку, ставшем затем гвардейским. Прошел путь от летчика до командира эскадрильи. С 1943 года служил инспектором в 318-й истребительной авиационной дивизии. После ее расформирования в 1946 году проходил службу на Дальнем Востоке, в Эстонской ССР, Липецке, Евпатории.

В отставку ушел в 1954 году гвардии подполковником, командиром 241-го гвардейского истребительного авиационного полка. Был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями "За оборону Москвы", "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Умер в 1961 году, похоронен на Воинском кладбище в Симферополе.

За время службы Леонтьев освоил свыше 30 различных самолетов. Начинал на У-2, а закончил на МИГ-17. Летал на британских "Харрикейнах" и "Спитфайрах", американском Р-39 "Аэрокобра", отечественных И-16, Ла-5, Як-7 и многих других. В годы Великой Отечественной войны совершил 175 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, участвовал в штурмовках и разведках, сопровождал бомбардировщики и патрулировал территорию.

В первые месяцы войны он записывал в карманный блокнот свои боевые вылеты - дату, место, задачу, продолжительность полета, важнейшие события. Война для летчика-истребителя Павла Леонтьева началась в первый же день - 22 июня:

1) Патрулирование в районе Рени, 50`.

2) Разведка в районе Кагул - Рени, 45`.

3) Водил эскадрилью в Кагул на встречу с противником. Налет отбит, 40`.

4) Отражение налета бомбардировщиков на аэродром Болгарийка. Налет отражен, 45`.

5) Патрулирование в районе аэродрома Болгарийка, 35`.

6) Вылет в Кагул на встречу с бомбардировщиками противника. Противник повернул назад. Налет отбили, 42`.

Итого летчик провел в воздухе четыре часа 17 минут.

"В ночь с субботы на воскресенье 22 июня 1941 года в 3 часа ночи в полку объявили боевую тревогу. Было еще темно. Весь состав полка собрался быстро. Получили команду со штаба: рассредоточить самолеты вокруг аэродрома, что и было быстро проделано. В 3 часа 20 минут на эмке к нам в эскадрилью приехал командир полка и НШ [начальник штаба. - Прим.ред.], и, вызвав меня с личным составом звена, поставили задачу: взлететь, набрать высоту 5 тыс. метров и патрулировать над городом Рени с задачей не пропустить самолеты-бомбардировщики с запада на нашу территорию. Какие самолеты должны были лететь с Запада и что с ними делать: сбивать или вынуждать к посадке - нам не было ясно, и нам не могли этого сказать, так как обстановка еще не была ясна и командованию полка", - писал в своих воспоминаниях Павел Леонтьев.

Столбы черного дыма

Аэродром полка, где встретил войну Павел Данилович, располагался в селе Болгарийка неподалеку от границы СССР (сейчас - село Зализничное в Одесской области). До этого - учеба в Рогани и Чугуеве, служба в Ржеве, передислоцирование в Одессу, и уже оттуда - ближе к западной границе. Обстановка была тревожная.

"Часто вылетали звеном по тревоге, так как самолеты румын, нарушая границу, проходившую по реке Прут, перелетали на нашу территорию, совершая полеты вдоль границы. Но так как мы базировались от границы на удалении 25 км, а самолеты-нарушители углублялись на нашу территорию всего на 5-10 км, то мы, поднявшись в воздух, не могли их своевременно перехватить и посадить, так как они до нашего прилета успевали перелететь на свою территорию, а мы границу нарушать не имели права. Все чаще начали нам зачитывать разведсводки о концентрации немцев в Румынии. Они вызывали горячее обсуждение, всем было ясно, что что-то назревает, но что будет настолько серьезно, никто не предполагал. Ожидались военные маневры одесского военного округа", - пишет Павел Леонтьев.

Всем было ясно, что назревает что-то, но то, что будет настолько серьезно, никто не предполагал

22 июня после патрулирования в районе Рени Леонтьев с товарищами вернулся на свой аэродром и далеко не сразу поверил, что началась война.

"Барражировали мы над городом Рени 50 минут, и по истечении этого времени взяли курс на свой аэродром, идя со снижением. Подлетая, я увидел вокруг аэродрома в нескольких местах поднимавшиеся с земли столбы черного и серого дыма. Ну, наверное, начались маневры, подумал я, и это жгут дымовые шашки. Зарулив на место стоянки, я выключил мотор. В это время к моему самолету подошел командир полка.

- Немцы объявили нам войну, - сказал он. - И пока вы были в воздухе, они произвели налет на наш аэродром. Вон, смотрите - дым, это догорают немецкие бомбардировщики, сбитые летчиками нашего полка.

Я стоял, слушал и не верил. Думал сам про себя - ведь это начались маневры нашего округа, и командир полка, говоря так, создает обстановку для большей реальности", - описывает свои впечатления Павел Данилович.

Вскоре еще один налет немецких бомбардировщиков окончательно убедил его в начале войны. Началась боевая работа истребителей - отражение налетов, патрулирование, разведка. И в первый же день войны Павел Леонтьев получил первые травмы.

"При взлете во время бомбежки аэродрома на разбеге самолет попал колесами в воронку от бомбы и скапотировал, меня техсостав вытащил из-под обломков", - так сдержанно летчик пишет о происшествии в дневнике.

Самолет превратился в кучу обломков: мотор с рамой отдельно, крылья отбиты, фюзеляж разломан на три части, баки (масляный и бензиновый) смяты. Сменив машину, несмотря на сильные ушибы, Павел Леонтьев снова вылетел для выполнения боевой задачи.

На второй день войны он сбил первый самолет врага: "Отражение налета на аэродром. Сбил один истребитель противника "Ме-109"". Речь идет о "Мессершмитте Bf 109" - самом массовом немецком истребителе. Второй немецкий истребитель - Henschel Hs 124 - Павел Леонтьев записал на свой счет 2 июля. После погони немец был сбит и упал в реку Прут.

Последняя запись

Очередная победа в поединке датируется шестым июля. Звено Павла Леонтьева работало по наземным войскам противника в районе станции Фалчиу. Пришлось вступить в воздушный бой с истребителями противника. Павел Данилович подбил "ПЗЛ-24" (польский истребитель, состоявший на вооружении немцев).

В 20-х числах июля летчики были переведены на аэродром Сухой Ташлык. Там 23 июля в составе группы Павел Леонтьев, отражая атаку вражеских самолетов, сбил "Ю-88" - немецкий многоцелевой скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88.

Всю остальную часть 1941 года летчики отходили на восток, перелетая с аэродрома на аэродром, и продолжая выполнять задачи командования. В 1942 году Павел Леонтьев переведен на Западный фронт. Он прикрывал наземные войска, наступающие в районе Можайска, Медыни, Мосальска, а также сопровождал бомбардировщики за линию фронта в районе Вязьмы.

6 марта 1942 года во время прикрытия войск в районе Юхнова завязался воздушный бой. Павел Леонтьев сбил немецкий истребитель "Фокке-Вульф", но и сам был сбит и ранен. Запись об этом - последняя в его блокноте.

До июля Павел Данилович проходил лечение в госпитале в Чкалове, потом вернулся в полк. В июле 1943 года его перевели на должность инспектора в 318-ю истребительную авиационную дивизию, где он и закончил войну.