Отечественной экономике требуется больше гражданских беспилотников

Производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) гражданского назначения в нашей стране растет. За прошлый год, по данным Минпромторга России, их было выпущено 16,4 тысячи - в 2,5 раза больше, чем в 2023-м. Однако потребности рынка еще выше. Для каких-то отраслей выпускается большой объем аппаратов, а другие испытывают дефицит.

Отечественной экономике требуется больше гражданских беспилотников
© Российская Газета

Развитие высоких технологий в области беспилотных авиационных систем (БАС) и создание конкурентоспособной отрасли, связанной с использованием гражданских БПЛА, являются ключевыми задачами национального проекта "Беспилотные авиационные системы", отмечал недавно заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев.

"Мы видим, насколько беспилотники эффективны в сельском хозяйстве, дорожной отрасли, в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и поисково-спасательных операциях", - сказал вице-премьер на заседании коллегии Росавиации.

Роботизация всех видов техники, в том числе авиации, снижает участие человека в рутинных процессах и повышает качество и производительность труда, а это одно из условий роста экономики, считает генеральный директор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев. Развитие собственных технических решений, связанных в том числе со сферой беспилотных авиационных систем, критически важно для технологического суверенитета нашей страны, добавляет исполнительный директор НПП "Радар ммс", член президиума правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем Иван Анцев.

Глеб Бабинцев подчеркивает, что беспилотники должны закрывать актуальные потребности экономики, поскольку произведенные на склад "про запас", они устаревают за считаные месяцы. Однако отечественным беспилотникам устаревание не грозит, напротив, из-за сильного спроса некоторые отрасли испытывают их дефицит. "Импортных аппаратов не хватает, цены выросли. Потребности армии и бизнеса многократно превышают выпуск", - отмечает генеральный директор digital-компании WebSiberia Арег Варданян. По его мнению, в некоторых сегментах все еще остается большая доля иностранных устройств, к примеру, среди легких дронов для съемки. Средние беспилотники для мониторинга, геодезии, АПК уже отечественные. Тяжелые дальнобойные аппараты существуют в единичных экземплярах или в стадии испытаний. Отрасли нужен технологический прорыв, чтобы закрыть воземкающие потребности и поддержать общемировые тенденции развития беспилотного транспорта.

Россия наращивает ассортимент БПЛА. Недавно на общественной площадке "Точка кипения" в рамках Национальной технологической инициативы были представлены более 50 моделей дронов и примеры их применения в различных отраслях экономики. "Но как часто бывает с новой техникой, потребности клиентов растут - и зачастую быстрее, чем разработчики и изготовители успевают меняться вслед за этими потребностями, - считает научный сотрудник Центра управления инжиниринговыми проектами Государственного университета управления Дмитрий Рыбаков. - Поэтому часто бывает так, что в принципе БАС есть, но их возможностей чуть-чуть не хватает.

В стратегии развития беспилотной авиации определено восемь перспективных областей применения БПЛА, отмечает Глеб Бабинцев. "Наиболее объемными из них являются сбор и получение пространственных данных, внесение веществ в сельском хозяйстве, и, конечно, перевозка грузов - аэрологистика", - рассказывает он.

Эксперт отмечает, что именно аэрологистика может стать будущим драйвером развития всех направлений, если будут сняты барьеры, которые в сфере перевозки грузов на беспилотных воздушных средствах являются наиболее комплексными и сложными.

"Небо над Россией пока фактически закрыто для массовых беспилотных полетов - строгие правила тормозят запуск доставок, аэромониторинга и других сервисов", - отмечает Арег Варданян. Он предлагает вводить экспериментальные правовые режимы, которые позволят открыть небо для дронов.

Потребности заказчиков растут зачастую быстрее, чем производство БПЛА

"В 2023-2024 годах Фондом НТИ и Ассоциацией "Аэронекст", при поддержке Минобрнауки России, был проведен специальный технологический конкурс, который, по сути, и запустил начало перевозок грузов на беспилотниках в России", - рассказывает Глеб Бабинцев. Сейчас готовится второй этап конкурса для выхода на более масштабные операции с обеспеченной безопасностью и экономической эффективностью, пояснил он.

В ближайшее время планируется завершить работу над концепцией бесшовного "цифрового неба" России. "Под бесшовностью мы понимаем стирание условных границ между классами воздушного пространства и возможность равноправных полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов во всем объеме воздушного пространства без дополнительных процедур и переоснащения", - отмечает Глеб Бабинцев.

Концепция должна объединить воздушное, космическое и цифровое пространство в единую сеть и синхронизировать законодательство. Когда будет обеспечена технологическая возможность безопасных полетов, особенно в условиях возможных нарушений, отсутствия спутниковой навигации или подавления всех линий, тогда беспилотную авиацию и ждет бурный рост, считает Глеб Бабинцев.

Уже в ближайшем будущем беспилотники смогут работать автономно. "Мы думаем о полной автономности беспилотных систем, причем воздушных, наземных и морских. Это абсолютно реально благодаря цифровым платформам обмена данными в реальном времени, облачным вычислениям, использованию ИИ для управления трафиком, системам автоматизации и интеграции различных сенсоров и радаров", - рассказывает Иван Анцев.

Мировой опыт говорит, что массовое применение БАС в гражданских отраслях - это вопрос времени. Уже сейчас в Китае миллионы гектаров сельскохозяйственных земель обрабатываются беспилотниками, ведутся первые массовые эксперименты по доставке, развивается направление аэротакси.

В России беспилотники также используются в сельском хозяйстве. Мы на пороге массового применения БАС в обработке полей, мониторинге урожаев, оцифровке заболеваний растений, "умном" внесении удобрений. "Мы ожидаем, что в течение 5-7 лет агродроны будут обрабатывать более 25 процентов всех сельскохозяйственных площадей", - отметили в компании "Транспорт Будущего". Стоит сделать оговорку, что беспилотники не являются полной заменой колесной техники в сельском хозяйстве, а лишь дополнением к ней. Будущее беспилотников зависит от темпов развития технологий, отмечают в компании.

Сегодня два наиболее перспективных направления - использование агродронов в сельском хозяйстве и дроны-доставщики. Сейчас ведется разработка беспилотников, которые позволяют летать в любую погоду и на дальние расстояния. Они позволят реализовать проекты аэротакси и региональной доставки.

"В целом глобальный рынок беспилотников будет только расти - по экспертным оценкам ежегодная прибавка составит от 7,9 до 20,4 процента", - отмечает Иван Анцев. БПЛА нужно заниматься, в том числе для развития целого ряда отраслей экономики. Многие страны в ближайшие годы пройдут стадию массового внедрения беспилотников, и важно, чтобы Россия была здесь на первых ролях.