Десантники в Сумской области забрали в качестве трофея редкую шведскую БМП

При атаке позиций уссурийских десантников в селе Беловоды Сумской области ВСУ решили использовать шведскую БМП CV-90, которую на Западе называют лучшей боевой машиной пехоты. Однако "шведка" не выдержала дуэли с нашей артиллерией - была подбита и обездвижена.

Десантники в Сумской области забрали в качестве трофея редкую шведскую БМП
© Российская Газета

- Наши штурмовики увидели, откуда идет огонь, дождались того момента, как пехота врага спешится с брони, подошли на расстояние выстрела и шквальным огнем ликвидировали экипаж, - рассказывает командир ремонтной роты 83-й бригады ВДВ с позывным Цепь.

Потом десантники попытались завести машину, но тщетно: у нее оказалась повреждена аккумуляторная батарея, которая находилась в заднем отсеке по ходу машины слева. Командир технической разведки старшина Цыганов со скоростью мухи доставил отечественные аккумуляторы, которые, как ни странно, подошли. Они тоже оказались мощностью на 12 ватт. При этом со шведскими клеммами проблем не возникло, потому что командир штурмовой группы - якут по национальности - в прошлом был механиком-водителем и очень быстро смог с ними разобраться. Цыганов вместе с штурмовой группой загрузился в машину, и они поехали по направлению к российской границе.

Таким образом, "шведку" наши десантники угнали прямо с поля боя, но запаса топлива хватило только на 30 километров. Машина наглухо встала уже на территории Курской области.

Бойцы запросили эвакуацию на ремроте, но вот она - воинская взаимовыручка! CV-90 взял на буксир проезжавший мимо бронированный военный "Урал" и довез до ремонтной базы 83-й бригады.

Хваленые CV-90 были в торжественной обстановке переданы Украине еще в 2023 году в Запорожье - специально для контрнаступа. За эти годы ВСУ потеряли как минимум половину из 50 поставленных тогда машин,

- А если сравнить CV-90 с нашей БМП-3?

- У нашей больше клиренс, и она гораздо легче, поэтому проходимее, - поясняет Цепь. - Кроме того, у "девяностой" двигатель находится в носовой части, а у БМП-3 - в задней, что увеличивает живучесть нашей техники в бою.

А вот что действительно хорошо на CV-90, так это очень толстый слой брони, в связи с чем "шведке" даже не нужна антидроновая защита в виде мангалов.

- Натовскую технику против врага применяете?

- Есть целая директива, как поступать с трофейной техникой. Как правило с передовой мы ее передаем либо на изучение в НИИ, либо на выставку трофеев, либо на переплавку. На Курском направлении я только один раз видел, как смежная бригада использовала натовскую технику, а конкретно М113 "Брэдли", чтобы перевезти экипаж.

- Американские танки "Абрамс" и "Брэдли", немецкий "Леопард", британский "Челленджер". Как бы вы охарактеризовали эти изделия западного ВПК?

- Есть как плюсы, так и минусы. Из плюсов - толстая броня, удобное десантное отделение, хороший РЭБ, работающий на очень высоких частотах, к тому же у "Абрамсов" и "Леопардов" - специальные отдельные капсулы для наводчиков-операторов. Из минусов - зачастую проблемы с проходимостью, вязнут в нашем черноземе, сложность конструкции, трудоемкое обслуживание. Вообще на других направлениях я столько натовской техники и близко не встречал, сколько нагнали в Курскую область.

- А если эти танки сравнить с российским Т-90?

- У Т-90М - мощнее двигатель, наша машина маневреннее, проходимее, неприхотливее. После ремонта наши танки способны несколько раз возвращаться в строй без потери боевых качеств. Скорость и защита брони - примерно на одном и том же уровне. Но, как показывает практика, какая бы ни была хорошая защита, хваленая натовская техника тоже горит.

- А как часто к вам в ремонт поступает наша боевая техника?

- Как правило, одна единица в сутки выходит из строя. Но не всегда это боевое повреждение, часто по техническим неисправностям.

- А если вы узнаете, что техника подбита, как доставляете на рембазу?

- Сначала выезжает для оценки ситуации группа технической разведки. Потом как правило берем на буксир или затягиваем на эвакуатор. Для этого у нас есть специальные большие мощные машины. Как правило проблемы создаются с крупной гусеничной техникой. В этом случае мы гусеницы подрываем и машина гораздо легче идет на катушках. Но чаще всего в нашем цехе вы встретите небольшие небоевые машины: багги, "Нивы", пикапы, "буханки", а также мотоциклы. Просто потому что мы их чаще используем. Как показала практика, на них легче, чем на тех же "Уралах", проехать по пересеченной местности. Это машины доставки и эвакуации бойцов.

- А мотоциклы зачем?

- Мотоциклы используются в штурмовом мотовзводе, в моей технической разведке и в той же доставке.

Между тем

На полигонах 83-й бригады успешно тестируется новая техника - БМП с боевым модулем "Бережок" отечественного производства. Это машина с утолщенной броней, хотя весом не отличается от обычной, но уже устаревшей БМП-2, на базе которой и установлен новый комплекс. Видимо при создании использовали легкие сплавы. На борту - солидный набор вооружений, включая управляемые ракеты "Корнет", 30-мм автоматическую пушку, спаренный с ней пулемет ПКТ, а также 30-мм автоматический гранатомет. По расчетам конструкторов, огневая мощь БМП-2М "Бережок" по сравнению с БМП-2 выросла в 3,2 раза.

Но едва ли не большую ценность в "Бережке" представляет современная система управления огнем (СУО), которая позволяет экипажу прицельно поражать противника днем и ночью, при любой погоде и даже на плаву. Например, новый СУО состоит из модернизированного прицела для наводчика с комбинированным визирным, тепловизионным, лазерным дальномерным каналом, а также с отдельным каналом для управления противотанковыми ракетами. А еще он включает в себя баллистический вычислитель с новой системой датчиков, двухплоскостной стабилизатор вооружения и много чего другого.

Хотя данный комплекс и состоит уже на вооружении в нескольких соединениях и даже успел себя хорошо показать на спецоперации, но его модернизация продолжается. Поэтому и понадобилась его апробация на полигонах 83-й бригады. В скором времени он покажет себя в боевых условиях в буферной зоне Сумской области.