Свобода судоходства на Балтике: Россия проводит антипиратские учения
Пресс-служба Балтийского флота РФ 27 мая сообщила о начале учений по обороне пунктов базирования с привлечением части сил Северного флота при поддержке авиации Воздушно-космических сил, Московского и Ленинградского военных округов. К учениям привлекается более 20 боевых кораблей, порядка 3 тыс. военнослужащих, около 25 самолетов и вертолетов, до 70 единиц военной и специальной техники. В рамках учений экипажи кораблей флота в полигонах боевой подготовки решают противолодочные задачи, отрабатывают защиту от безэкипажных катеров и проводят артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям. Значимым аспектом является плановый и комплексный характер данных маневров, которые проводятся с целью отработки задач по обеспечению национальной безопасности и интересов России в регионе.
"Ударный кулак" в российском приграничье
На данный момент очевидно последовательное развертывание военной инфраструктуры НАТО на балтийском направлении, учитывая недавнее вхождение в альянс Швеции и Финляндии. Прежде всего, следует оценивать военно-воздушный потенциал альянса в регионе. В частности, на вооружение Швеции поставлены 96 многофункциональных истребителей Gripen, которые являются носителями противокорабельных ракет RBS-15 с дальностью применения до 200 км. Таким образом, одна Швеция с ее истребителями и носителями высокоточного оружия перекрывает всю Балтику и имеет возможности по потенциальному блокированию морской навигации. С учетом же совокупного потенциала европейских стран региона можно говорить о формировании ударного воздушного кулака за счет поставок истребителей-бомбардировщиков F-35 от Lockheed Martin, способных нести термоядерное оружие и высокоточные противокорабельные ракеты Joint Strike Missile (JSM) разработки норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace (KDA) с дальностью применения также порядка 200 км.
Далее необходимо учитывать размещение в прибрежных зонах стран НАТО разведывательных центров и береговых ракетных комплексов, это указывает на слияние наземного, военно-воздушного и военно-морского противокорабельного потенциала. В отношении последнего необходимо упомянуть Швецию, которая располагает собственным небольшим, но эффективным флотом субмарин класса "Готланд" (Gotland), оборудованных дизель-электрическими энергоустановками с воздухонезависимой системой и способных выполнять задачи автономно до двух недель. В настоящий момент Швеция разрабатывает перспективную подводную лодку проекта А26, которая будет способна автономно решать задачи в течение 45 суток. Все субмарины оборудованы современным торпедным вооружением и пусковыми возможностями, в том числе противокорабельными комплексами. Это говорит о попытках тотального контроля подводной акватории Балтийского моря со стороны НАТО.
Организовано развертывание различных типов автономных роботизированных комплексов. В частности, Kongsberg Defence производит подводные дроны-камикадзе, дальность которых составляет до 1000 км. Также норвежцы активно отрабатывают разведывательные и диверсионные действия с применением дрона HUGIN Endurance — автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) дальнего действия от норвежской оборонной компании Kongsberg Maritime. В настоящее время эти автономные системы проходят боевую апробацию в рамках ежегодных маневров Baltops, отрабатываются приемы их эффективного применения в наиболее узких местах, зонах проливов. Дополнительная угроза — дистанционное размещение минных подводных полей, вполне вероятное и в нейтральных водах. В частности, финский производитель Patria является одним из региональных лидеров по производству "умных" мин из малозаметных полимерных материалов.
Наблюдается наращивание эффективных разведывательных возможностей, в том числе с задействованием американских стратегических разведывательных дронов. Для этих задач используются и все совокупные спутниковые возможности стран НАТО для повышения оперативной осведомленности, вскрытия приоритетных объектов, логистической, энергетической инфраструктуры как в зоне Балтики, так и в глубине российской территории. Полным ходом идет широкомасштабная милитаризация Балтики и приарктической зоны, наращивание ударного наступательного потенциала противника на российском направлении.
Пираты XXI века
Наконец, в рамках создания условий для блокирования навигации гражданского и военного флота России уже реализуется инициатива НАТО по организации так называемого морского и воздушного патруля. Мы видим боевое слаживание военно-воздушного и военно-морского компонентов и создание инструментов, позволяющих обеспечить их сетецентрическое применение в рамках реализации концепции мультидоменных операций. На деле же эти "патрули" выглядят скорее как политически обусловленное и осуществляемое под эгидой НАТО и Брюсселя пиратство XXI века. Попытки незаконного блокирования и ареста судов РФ и ее союзников предпринимаются на регулярной основе и нарушают нормы международного, в том числе морского, права.
Поэтому учения, развернутые 27 мая Балтийским флотом, можно смело назвать антипиратскими. Они проводятся в ответ на действия противника, соразмерны им и направлены на обеспечение свободы морского судоходства Балтийской акватории и формирование устойчивой и безопасной морской навигации.
И России есть чем ответить на бросаемые ей вызовы. Важным аспектом является отработка возможностей подводных лодок проекта "Варшавянка". Это самая бесшумная российская дизель-электрическая подводная лодка, которая пользуется экспортным спросом и активно поставляется на вооружение военно-морских сил зарубежных партнеров РФ. Субмарина является серьезным летальным оружием против надводного, подводного флота, а также прибрежных объектов военной инфраструктуры противника.
В рамках учений надводного флота будут отрабатываться возможности многоцелевых малых ракетно-артиллерийских кораблей проекта "Буян-М", оснащенных восемью пусковыми установками, в том числе для ракет "Калибр -НК" дальностью в противокорабельном исполнении до 660 км, что практически в три раза превышает аналоги НАТО, размещенные как на прибрежных береговых противокорабельных комплексах, так и на надводном флоте.