Кредиты для милитаризации: что дает запуск нового механизма в ОПК Евросоюза

Совет ЕС одобрил создание нового инструмента для милитаризации Евросоюза на €150 млрд. Он получил название Security Action for Europe (SAFE) — если дословно, то Действия по обеспечению безопасности для Европы. Зачастую его именуют фондом, но скорее это именно инструмент.

Кредиты для милитаризации: что дает запуск нового механизма в ОПК Евросоюза
© ТАСС

Что и для чего

Согласно SAFE, ЕС будет занимать по запросам заинтересованных стран-членов деньги на рынках капитала, пользуясь своим высоким кредитным рейтингом и получая более выгодные условия. Затем западное объединение будет передавать их для стимулирования совместных закупок на национальном и межгосударственном уровне, преимущественно у европейских производителей.

Механизм SAFE является одним из инструментов реализации опубликованной в марте Белой книги европейской оборонной готовности к 2030 году. В числе приоритетных направлений для финансирования ПВО и ПРО; артиллерия и системы ВТО большой дальности; ракеты, артиллерийские снаряды, другое высокоточное оружие; беспилотные системы и средства противодействия им; инфраструктурные проекты "военной мобильности"; технологии ИИ, РЭБ, а также развитие потенциала в космическом и киберпространстве, средства защиты критической инфраструктуры.

SAFE предназначен прежде всего для европейских компаний и Украины. Доступ к участию в финансируемых проектах иностранных производителей будет возможен, но ограничен и увязан кооперацией с европейскими странами.

Одним из ключевых партнеров ЕС будет Великобритания. 19 мая было заключено партнерство в сфере обороны и безопасности между Брюсселем и Лондоном. Теперь идет обсуждение подключения Великобритании к участию в SAFE. Финансирование может в конечном итоге пойти и на озвученный ранее проект совместной разработки Германией и Великобританией новой высокоточной крылатой ракеты дальностью свыше 2 тыс. км.

Консолидация оборонно-промышленного комплекса

Однако серьезная модернизация европейского ОПК и формирование единого рынка оборонной продукции, чему посвящена опубликованная в марте Белая книга, потребует непростых и зачастую болезненных политических решений. Важная задача — консолидация как спроса, так и предложения. Механизм SAFE как раз и должен способствовать консолидации спроса, а косвенно — и предложения.

Первое предполагает согласованный запуск программ закупки и обслуживания вооруженной, военной и специальной техники (ВВСТ), обеспечение стабильных долгосрочных темпов выпуска, унификацию требований. Все это, в свою очередь, предполагает формирование единого или по меньшей мере глубоко согласованного стратегического планирования в сфере обороны и военного строительства. В свою очередь, консолидация предложения предполагает определенное сокращение числа поставщиков, устранение излишнего дублирования компетенций и внутренней конкуренции.

Яркий пример — европейское кораблестроение, представленное значительным количеством верфей, конкурирующих друг с другом и иностранными производителями на внутреннем и внешнем рынке. На это недавно обратил внимание и начальник штаба ВМС Франции адмирал Николя Вожур. По его словам, европейское кораблестроение должно консолидироваться и на месте 14 самостоятельных верфей должны остаться три-четыре крупных производителя.

Консолидация европейского ОПК может идти как в формате создания крупных корпораций по типу Airbus или американских оборонно-промышленных гигантов, так и в форме развития менее централизованных консорциумов и холдингов по типу MBDA. Однако такие примеры, как франко-германский бронетанковый консорциум KNDS или совместное предприятие Naviris, созданное в 2019 году французской Naval Group и итальянской Fincantieri, пока не могут считаться подлинной консолидацией. Участники KNDS и Naviris не переходят к единому стратегическому планированию, единым требованиям, не объединяют свои продуктовые портфели, а также управление разработкой и производством. KNDS и Naviris — примеры начала сотрудничества по отдельным проектам, общей координации стратегий, в том числе в сфере маркетинга и продвижения.

Развитие взаимодействия важно, но одного сотрудничества самостоятельных, независимых производителей недостаточно. Европейские страны продолжают активно отстаивать интересы собственных производителей, сохранение рабочих мест и технологий. Различные страны и производители формируют собственные продуктовые решения и стратегии развития. При этом наблюдается и медленный процесс слияний и поглощений.

В качестве примера можно упомянуть информацию о возможной скорой продаже Iveco Defence Vehicles, оборонно-промышленного подразделения итальянской компании Iveco, которое может быть приобретено как итальянской же корпорацией Leonardo, так и другим европейским производителем.

Кто выгодополучатель

В то же время острая проблема сейчас — сочетание существенно возросшего в моменте спроса, ограниченных производственных мощностей и неуверенности производителей в долгосрочном характере спроса на европейском рынке. Это ведет к тому, что для заказчика одним из ключевых параметров является срок реализации контракта. Текущие производственные мощности зачастую загружены заказами на несколько лет вперед, а средств и готовности создавать новые производственные мощности — явно недостаточно.

Более того, наращивание производства предполагает наращивание поставок по всей цепочке кооперации, включая агрегаты, компоненты и сырье. Добиться этого внутри ЕС в полной мере затруднительно, что ведет к наращиванию закупок у иностранных поставщиков. В частности, Rheinmetall, являясь одним из ключевых европейских производителей артиллерийских боеприпасов, вступил в стратегическое партнерство с индийской компанией Reliance Defence, которое, в частности, позволит расширить поставки сырья для производства боеприпасов.

Восточноевропейские страны, прежде всего Польша, активно закупая ВВСТ за пределами Евросоюза, намерены развивать собственных производителей. Это, с одной стороны, способствует укреплению общеевропейского ОПК, но в то же время поддерживает и внутриевропейскую конкуренцию. Для инвестиций в производство беспилотников и бронетехники такие страны, как Польша и Румыния, рассчитывают привлечь средства ЕС, в том числе в рамках SAFE. В итоге — усиление собственных вооруженных сил, поставки другим странам в Евросоюзе и за его пределами.

Милитаризация Европы запущена, но потребует не только денег, но и долгосрочной последовательной политики, а также определенных жертв. Без этого ОПК Евросоюза так и останется фрагментированным, зависящим от экспорта, интенсивно конкурирующим внутри себя и не способным полностью удовлетворить потребности стран объединения. Военные расходы, финансируемые за счет заимствований, увеличения налогов или сокращения других статей государственного бюджета, продолжат спонсировать в значительной степени оборонно-промышленные корпорации в США, Республике Корея и других странах вне Евросоюза.

промо изображение