Дагестан решил занять нишу на рынке малой авиации
Легкий вертолет нового поколения АП-55, изготовленный в Дагестане, представили на международной выставке HeliRussia-2025 в Москве. По словам производителей, вертолет станет новым словом в российской легкой авиации.
У машины просторная пятиместная кабина, грузоподъемность составляет до 600 килограммов, а максимальная скорость - 260 километров в час. Он способен взлетать и садиться на площадки размером 15 на 15 метров, даже в горной местности. Как сообщил представитель концерна "Кизлярский электромеханический завод", модель оснащена двигателем Rolls-Royce мощностью 450 лошадиных сил. Вертолет может найти применение в бизнес-авиации, медицинской и спасательной авиации, а также использоваться на туристических и обзорных маршрутах.
В минпромторге Дагестана рассказали, что в декабре 2024 года был получен сертификат летной годности на два воздушных судна, разработанных на заводе, - многоцелевой пятиместный вертолет АП-55 и четырехместный двухдвигательный самолет "Альфа-КМ". Последний высоко оценили эксперты на авиасалоне МАКС. Высота полета воздушного судна составляет 4200 метров, дальность - до 1500 километров.
Из Махачкалы полеты осуществлялись во многие горные райцентры, где располагались небольшие аэродромы
Впоследствии в самолет добавили некоторые новшества, в нем используются инжекторные двигатели и внедрен автопилот. Машина работает на 95-м бензине с примерным расходом 25-30 литров за час полета, тем самым она может пролетать без дозаправки до 1600 километров.
При полной загрузке мощностей предприятие планирует производить до 20 самолетов в год. При заводе уже заработала авиакомпания малой авиации, получившая сертификат эксплуатанта. Самолет, собранный на предприятии, успешно совершил первый перелет из Кизляра в высокогорное село Мачада, расположенное на высоте 2200 метров. Здесь оборудована взлетно-посадочная полоса для тренировочных и регулярных полетов.
Пару лет назад власти Дагестана высказали идею его создания совместно с концерном региональной авиакомпании. Но пока это предложение так и повисло в воздухе. В первую очередь нужно провести ревизию имеющихся аэродромных площадок. В советские годы из Махачкалы самолеты летали во многие горные райцентры, где располагались небольшие аэродромы. Сейчас их практически не осталось.
Рынок малой авиации в России весьма перспективен, и если дагестанскому предприятию удастся вовремя наладить серийный выпуск самолетов и вертолетов, оно может занять конкурентоспособную нишу в этом секторе, считает эксперт по машиностроению Рустам Магомедов. В то же время он отметил, что есть ряд проблемных моментов, которые могут этому помешать.
- Обе модели используют иностранные двигатели - Rolls-Royce в АП-55 и Rotax в "Альфа-КМ". Это создает риски из-за возможных санкций или прекращения поставок. Ограничен и внутренний российский рынок легкой авиации, который оценивается в 50-70 единиц ежегодно. Кизлярскому заводу придется конкурировать с предприятиями холдинга "Вертолеты России" и Уральским заводом гражданской авиации. Есть и логистические сложности, так как для высокогорных регионов, которые могут стать основным целевым рынком "Альфа-КМ", требуется развитая сеть сервисных центров, которой попросту нет, - говорит Магомедов.
В то же время он отметил, что интеграция завода в структуру "Ростеха" поможет обеспечить доступ к государственным заказам от МЧС и минобороны, что может стать решающим фактором коммерческого успеха.
- Обе модели демонстрируют инновационный потенциал, но их успех зависит от решения проблем с импортозависимостью и от ценовой конкурентоспособности. Серийное производство "Альфа-КМ" и расширение географии продаж АП-55 могут укрепить позиции завода на рынке малой авиации, - заключил эксперт.