Особые расходы: как бюджеты России и Украины реагируют на вооружённый конфликт
В комментарии для RuNews24.ru эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Якубович проанализировал бюджеты двух стран, уделив особое внимание военным расходам и секретным статьям бюджета России.
Украинский бюджет на 2025 год демонстрирует значительный перекос в сторону расходов на безопасность и оборону. Согласно данным Министерства финансов Украины, расходы на эти цели превышают совокупные доходы бюджета. В абсолютных цифрах расходы на безопасность и оборону составляют 2,224 трлн грн., в то время как доходы бюджета - 2,045 трлн грн. (источник: [Министерство финансов Украины)
При пересчете в рубли (примерный курс 2 рубля за гривну), расходы на оборону Украины составляют около 4,3 трлн рублей. Более половины этих расходов приходится на выплаты военным, что свидетельствует о значительном напряжении в экономике страны и имеет уверенные предпосылки к инфляции в связи со значительными вливаниями в экономику выплат военнослужащим.
Федеральный бюджет России на 2025 год, принятый в декабре 2024 года (Федеральный закон № 419-ФЗ), включает значительные расходы на национальную оборону и безопасность. Совокупные расходы на эти цели составляют 16,5 трлн рублей, что почти втрое превышает аналогичные расходы Украины.
Однако, в отличие от Украины, значительная часть российского бюджета засекречена. Согласно данным, 32% бюджетных расходов (12,12 трлн рублей) остаются закрытыми. Эти секретные расходы, вероятно, связаны с военными, разведывательными и стратегическими проектами, которые государство не хочет афишировать перед другими странами.
Эксперт отмечает, что секретные расходы в бюджете России на 2025 год составляют рекордные 29,22% от общих расходов. Эти расходы, вероятно, раскрыты в засекреченном Приложении 16 и других приложениях, на которые наложен гриф.
Основные «разрывы» в открытых расходах приходятся на разделы «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 78,1% и 36,3% соответственно. Незначительные отклонения также наблюдаются в разделах «Общегосударственные вопросы» (8,8%) и «Социальная политика» (3,5%).
Яков Якубович предполагает, что секретные расходы могут быть направлены на финансирование специальной военной операции (СВО), создание новых видов вооружений, поддержку ДНР/ЛНР/Херсонской/Запорожской областей, секретные научные разработки и финансирование дружественных стран, включая военные расходы.
Несмотря на то, что расходы России на оборону и безопасность втрое превышают аналогичные расходы Украины, может возникнуть вопрос об эффективности этих трат. Если Россия тратит значительно больше, почему до сих пор не достигнуты поставленные военные цели?
«Объяснение и ответ на этот вопрос может быть в том, что расходы Российского бюджета на оборону и безопасность охватывают не только прямое финансирование спецоперации, как на Украине, но и значительные «капитальные» вложения в довооружение действующей армии, инфраструктурные проекты и стратегические разработки новых видов вооружения», — считает эксперт.
Конечно, отсутствие прозрачности в расходах может вызвать сомнения в качестве контроля эффективности трат и риске коррупции. Граждане как бы не знают, на что идут налоги, и нет гарантии общественного контроля эффективности трат. Открытость расходов могла бы усилить доверие к власти, однако это может ослабить позиции России в геополитике, что в условиях продолжающейся поляризации и напряженности на фоне попыток ведения мирных переговоров не представляется допустимым.
Кроме того, стоит отметить, что в России выстроена достаточно жёсткая система контрольно-надзорной деятельности. Целевое и эффективное использование средств бюджета является предметом текущего и последующего контроля со стороны Счетной Палаты РФ. Также проверочную деятельность может проводить контрольно-ревизионного управления Президента, органы прокуратуры. Коррупционные расследования проводит ФСБ и МВД. Текущий контроль, вероятнее всего, осуществляет Федеральное казначейство. В системе органов государственной власти достаточно структур, которые осуществляют надзор за тратами. Недавнее громкое дело экс-губернатора Курской области Смирнова об этом ярко свидетельствует. К тому же при новом министре обороны Белоусове, известном своими глубокими компетенциями в экономике, очевидно денежные потоки должны стать более прозрачными внутри министерства. Таким образом, разумную уверенность в том, что расходы федерального бюджета дойдут до адресата и достигнут своих целей, проявить можно.
Таким образом, сравнительный анализ бюджетов Украины и России на 2025 год показывает значительные различия в структуре расходов, особенно в сфере обороны и безопасности. Украина тратит на войну больше, чем получает доходов, но при этом почти втрое меньше, чем Россия. Однако, значительная часть российских расходов засекречена, что может вызвать вопросы об эффективности и прозрачности бюджетных трат, однако «закрывает» этот вопрос жесткий государственный контроль расходования средств, который уже дал свои плоды и выявил нарушения, допускать которые в дальнейшем уже, скорее всего недобросовестные служащие вряд ли станут.