Евросоюз хочет контролировать нейтральные воды Балтики. Комментарий Георгия Бовта
Утвердив 17-й пакет санкций против РФ, Евросоюз сразу начал готовить новый. Акцент будет сделан на энергетическую сферу, включая экспорт российской нефти морским путем. В 17-й санкционный пакет уже включены 189 кораблей так называемого теневого флота. В итоге общее число попавших под санкции ЕС судов достигло 350. Под «теневым флотом» на Западе понимают танкеры третьих стран (часто весьма старые), транспортирующие углеводороды всех типов из российских портов. Страны ЕС могут попытаться жестче контролировать судоходство в Балтийском море с целью воспрепятствовать обходу санкций. К чему это может привести?
Первые стычки «танкерной войны» между Россией и ЕС уже случились. 14 мая ВМС Эстонии пытались в нейтральных водах, что является нарушением морского права, остановить направлявшийся в Россию танкер «Ягуар» под флагом Габона. Однако после появления российского истребителя Су-35 нападавшие ретировались. Одновременно в воздух были подняты и военные самолеты НАТО. Все было на грани военного столкновения, тем более что Су-35 залетел на время в эстонское воздушное пространство.
11 апреля эстонские ВМС задержали танкер Kiwala на пути в Усть-Лугу из Индии с экипажем из мавританцев и китайским капитаном, судно включено в санкционные списки. Однако после двухнедельного ареста судно отпустили, в Таллине так и не решили, что с ним делать. Со стороны России последовал один пока показательный ответ: 18 мая был задержан вышедший из эстонского порта Силламяэ нефтяной танкер Green Admire под флагом Либерии, он шел через российские территориальные воды. Вскоре он был отпущен. Прохождение через российские территориальные воды — не нарушение в данном случае. Условия судоходства в Финском заливе сложные. Российские суда, как правило, пользуются узкой полосой нейтральный вод между Финляндией и Эстонией. При этом Конвенция ООН по морскому праву защищает свободу судоходства в нейтральных водах, в том числе свободу от досмотра и ареста. Никакие санкции там не оговорены. Еще до нынешнего военного конфликта безопасный маршрут через российские воды для крупнотоннажных судов, каким и является упомянутое Green Admire, был согласован между Россией, Эстонией и Финляндией. Судно просто не прошло бы через мелководье эстонских территориальных вод. И вот теперь, обвиняя Москву в «непредсказуемых действиях», в Евросоюзе отказываются признавать за собой нарушение морского права в виде попыток досмотра судов третьих стран, проходящих через нейтральные воды, на том лишь основании, что они находятся под санкциями или причислены к российскому «теневому флоту». С июня прошлого года власти Эстонии провели более 450 проверок судов в контролируемых Таллином водах Балтийского моря. Однако только теперь, защитив с воздуха 18 мая танкер под либерийским флагом, Москва впервые показала, что не собирается и дальше терпеть такое, хотя такие суда «теневого флота» никак не ассоциированы с Россией.
Оценки размеров «теневого флота» в разных источниках разнятся. Одни считают, что в нем чуть ли не 1089 танкеров, которые перевозят российскую нефть, игнорируя ценовой потолок в 60 долларов за баррель. Другие — что 600-700, третьи — что там 343 танкера, подавляющее большинство из какового числа уже включены в санкционные списки США, ЕС и Великобритании. Это осложнило морской экспорт российской нефти, но не остановило его. Главное, что на данный момент не существует легальных механизмов противодействия «теневому флоту» РФ, которые не нарушали бы прямо международное право, и все такие попытки есть не что иное, как пиратство. Которому, в крайнем случае, можно противопоставить военное конвоирование таких судов. Что станет шагом к военному конфликту на Балтике.
Тем не менее ЕС всерьез обсуждает сценарии задержания и досмотра «подозрительных» танкеров в нейтральных водах Финского залива или западнее, в Датских проливах, при поддержке Германии и Швеции. Также Брюссель обсуждает возможность понизить ценовой потолок для российской нефти до 50 долларов за баррель и даже ниже, а также ввести полный запрет на перевозки российской нефти танкерами из ЕС вне зависимости от цены. Сейчас российские экспортеры часто используют танкеры, принадлежащие фирмам Греции или Мальты.
Балтийские страны уже пытались прощупать «красные линии». Так, в 2023 году Минобороны Эстонии подготовило законопроект, который позволил бы останавливать и досматривать суда за пределами территориальных вод страны. Речь шла о введении так называемой прилежащей зоны на 12 морских миль от официальной морской границы. В сумме территориальные воды и прилежащая зона заканчивались бы на расстоянии 24 морских миль. И эстонские пограничники могли бы перекрыть часть нейтральных вод, по которым российские корабли следуют из портов Ленинградской области. Однако после предупреждения от Москвы инициатива затихла.
В прошлом году Минобороны России тоже предлагало изменить морскую границу в Балтийском море, а именно обновить перечень точек, от которых отмеряют ширину полосы территориальных вод у материкового побережья и островов России на Балтике. В ведомстве указали, что нынешний перечень координат был утвержден 15 января 1985 года и требует изменений, поскольку не соответствует «современной географической обстановке». Это могло бы изменить прохождение госграницы в акватории Балтийского моря, позволив использовать ее в качестве внутренних морских вод. Однако дальнейшего развития инициатива не имела.
Таким образом, в Балтийском море присутствуют потенциально сразу несколько весьма опасных «подводных мин», и потенциал эскалации весьма велик. Нейтральные воды лучше оставить нейтральными.