Трамп с 13 по 16 мая посетил три государства в ходе своей первой зарубежной поездки после вступления в должность: Саудовскую Аравию, Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). В каждом из них были подписаны многомиллиардные двухсторонние соглашения. "С США никогда не происходило ничего подобного, — заявил американский лидер на встрече представителей деловых кругов США и ОАЭ в Абу-Даби 16 мая, в которой также принял участие наследный принц эмирата Абу-Даби шейх Халед бен Мухаммед Аль Нахайян. — Триллионы инвестиций! Мы договорились примерно о $12–13 трлн. Мы достигли уровня в $12–13 трлн благодаря проектам, о которых уже известно, а о некоторых мы сообщим в самое ближайшее время".
Между тем в своем итоговом пресс-релизе Белый дом указал совсем другие цифры. Там отмечалось, что общий объем инвестиций от стран Ближнего Востока, которые смог привлечь Трамп, составил $2 трлн. Из них стоимость сделок с ОАЭ составила $200 млрд, с Саудовской Аравией — $600 млрд и с Катаром — $1,2 трлн.
Вероятно, столь большая разница в озвученных суммах объясняется тем, что подавляющее большинство соглашений, заключенных в ходе этого турне, были декларациями о намерениях и меморандумами о взаимопонимании. Поэтому многим из них еще предстоит пройти массу согласований, прежде чем они обретут статус контрактов.
Ракеты для Эр-Рияда
Еще до начала ближневосточного турне Трампа Вашингтон одобрил ряд потенциальных сделок по поставке продукции военного назначения государствам Персидского залива. Так, 2 мая Госдепартамент США разрешил возможную продажу Саудовской Аравии крупной партии авиационных ракет типа AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) с сопутствующим оборудованием и услугами оценочной стоимостью в $3,5 млрд.
Как уведомило Управление по сотрудничеству в области безопасности DSCA (Defense Security Cooperation Agency) Минобороны США, речь шла о тысяче ракет класса "воздух — воздух" средней дальности AIM-120C-8 AMRAAM, которые саудовские власти запросили у Вашингтона ранее. Помимо этого, Эр-Рияд ходатайствовал о продаже ему 50 секций наведения для этих ракет, запасных частей, контейнеров, оборудования для технического обслуживания, документации, расходных материалов, а также о предоставлении услуг по ремонту и возврату ракет, техподдержке, поставке и обслуживанию секретного и несекретного программного обеспечения и т.д. В случае заключения контракта основным подрядчиком по сделке выступит американская корпорация RTX, но все подобные сделки требуют согласования Конгресса.
Согласно порталу Army Recognition, ракеты AMRAAM подходят для вооружения всего истребительного парка Военно-воздушных сил (ВВС) Саудовской Аравии, который в настоящее время составляют самолеты F-15SA, F-15S производства корпорации Boeing и Typhoon консорциума Eurofighter.
Издание назвало AIM-120C-8 самой современной на сегодня модификацией этой ракеты, хотя уже существуют и более новые версии. Так, об одобрении продажи боеприпасов стандарта AIM-120D-3 AMRAAM Польше DSCA сообщало 29 апреля. Если у AIM-120C-8 максимальная дальность поражения целей составляет около 180 км, то характеристики AIM-120D-3 не раскрываются.
Непосредственно же во время визита Трампа в Эр-Рияд 13 мая стороны заключили соглашение о стратегическом экономическом партнерстве. Оно предполагает расширение сотрудничества между странами в области энергетики, обороны, горнодобывающей промышленности, космоса и здравоохранения.
Как заявил в тот день наследный принц арабского королевства Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, выступая на саудовско-американском форуме, за несколько дней две страны заключили двусторонние контракты на общую сумму $300 млрд, а общий объем объявленных инвестиционных обязательств составил $600 млрд.
"В ближайшие месяцы мы перейдем ко второму этапу — работе над завершением оставшихся договоренностей, чтобы довести общий объем [инвестиционных обязательств] до $1 трлн", — сказал Аль Сауд.
В ходе форума Вашингтон и Эр-Рияд подписали крупнейшее в истории двустороннее соглашение в сфере обороны на сумму около $142 млрд. В Белом доме указали, что документ предусматривает поставки современного американского вооружения, развитие систем противовоздушной и противоракетной обороны, модернизацию береговой и пограничной охраны, а также обучение и техническую поддержку саудовских вооруженных сил.
Однако подробностей ни об одной сделке в сфере обороны приведено не было. Вашингтонская администрация лишь отметила, что королевство является крупнейшим инозаказчиком американских вооружений, экспортируемых в формате FMS (Foreign Military Sales). Стоимость портфеля текущих заказов от Саудовской Аравии превышает $129 млрд.
Между тем в конце апреля агентство Reuters сообщило со ссылкой на источники, что в ходе визита Трампа в эту страну вероятно подписание контрактов о продаже арабскому королевству беспилотников MQ-9B SeaGuardian производства General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), военно-транспортных самолетов C-130 Lockheed Martin, ракет и систем радиоэлектронной борьбы. Как предположили в Reuters, такие компании, как RTX, Boeing и Northrop Grumman, также предложат Эр-Рияду свои высокоточные боеприпасы, системы связи и противовоздушной обороны.
Кроме того, по информации агентства, стороны обсудили возможную поставку Эр-Рияду истребителей F-35. Саудовская Аравия уже несколько лет проявляет интерес к их закупке, но пока никакой конкретики по данному вопросу также нет. Единственной страной на Ближнем Востоке, которая в настоящее время имеет в своем распоряжении парк F-35, является Израиль.
В свою очередь, в Army Recognition считают, что подписанные в ходе визита Трампа соглашения предусматривают модернизацию ряда американских вооружений и техники, которой располагают вооруженные силы королевства. Речь, в частности, об истребителях F-15SA, вертолетах AH-64E Apache и зенитных ракетных комплексах Patriot.
Портал указал, что у Эр-Рияда в настоящее время есть 34 пусковые установки M903 Patriot, к которым королевство может докупить радиолокационные станции с активной фазированной решеткой и новейшее программное обеспечение для усиления национальной противовоздушной обороны (ПВО).
Дроны и антидроны для Дохи
После Саудовской Аравии Трамп отправился в Катар. Там, говорилось в заявлении Белого дома от 14 мая, были заключены соглашения на сумму около $41 млрд. Часть из них предполагает последующую поставку эмирату вооружений и военной техники.
"Подписанные сегодня соглашения подтверждают намерение президента Трампа стимулировать инвестиции Катара в двустороннее партнерство в сфере безопасности, которые повысят эффективность механизмов сдерживания в регионе и пойдут на пользу американскому военно-промышленному комплексу", — отмечалось в коммюнике.
Прежде всего в качестве поставщиков выступят два лидера военно-промышленного комплекса США. Первый — корпорация RTX, с которой эмират договорился о приобретении комплексов по борьбе с беспилотными летательными аппаратами стационарного базирования FS-LIDS (Fixed Site — Low, Slow, Small Unmanned Aerial System Integrated Defeat System). Системы производит входящая в RTX фирма Raytheon, а стоимость закупки — около $1 млрд.
Army Recognition со ссылкой на неназванный источник указал, что соглашение подразумевает предоставление Катару 10 комплексов FS-LIDS, 200 дронов-перехватчиков Coyote Block 2 к ним, сопутствующего оборудования и полного перечня услуг по технической поддержке, подготовке операторов и специалистов по обслуживанию этих систем.
Как отметили в Белом доме, приобретая эти комплексы, Катар становится их первым экспортным заказчиком. "Сделка непосредственным образом обеспечит работой высококвалифицированных рабочих и инженеров-конструкторов в Соединенных Штатах и укрепит лидерство Америки в сфере инновационных технологий военного назначения", — указывалось в заявлении.
В середине апреля Raytheon и Совет по развитию оборонной промышленности ОАЭ Tawazun договорились наладить производство беспилотников-перехватчиков Coyote на территории ближневосточного государства. 15 мая в официальном аккаунте совета в соцсети Х была опубликована информация о об открытии соответствующего производственного комплекса на территории индустриального парка Tawazun в Абу-Даби, который будет не только выпускать, но и тестировать их.
Вторая компания, упомянутая в пресс-релизе Белого дома в связи со сделками, заключенными с Катаром, — GA-ASI. С ней было подписано соглашение о поставке Дохе средневысотных беспилотников большой продолжительности полета MQ-9B стоимостью около $2 млрд.
Соответствующую продажу в конце марта одобрил Госдеп США. В уведомлении Управления по сотрудничеству в области безопасности DSCA Пентагона по этому случаю указывалось, что дело касается восьми аппаратов, специального оборудования и вооружения для них.
В частности, это 110 управляемых ракет класса "воздух — поверхность" AGM-114R2 Hellfire II, 200 комплектов высокоточного наведения типа JDAM (Joint Direct Attack Munition) и 100 — Paveway II для оборудования свободнопадающих бомб BLU-111 плюс 300 единиц последних.
Кроме того, Доха для оснащения своих MQ-9B получит радиолокационные станции, бортовые комплексы радиотехнической разведки, системы навигации, шифрования сигналов связи и т.д. Также стране будут предоставлены наземные станции управления беспилотниками и комплексный пакет услуг поддержки и обучения операторов.
Помимо этого, США и Катар подписали декларацию о намерениях и далее укреплять взаимное сотрудничество в области безопасности. Последняя предполагает потенциальное инвестирование свыше $38 млрд в модернизацию инфраструктуры совместной авиабазы Аль-Удейд, а также поставку Катару средств ПВО и обеспечения безопасности на море.
Выступая перед американскими военными на авиабазе Аль-Удейд 15 мая, Трамп заявил, что стоимость соглашений о поставке вооружений и техники Катару по итогам его визита составила $42 млрд. Среди продукции, которую Вашингтон намерен продать Дохе, он назвал комплексы противоракетной обороны THAAD, самолеты-заправщики KC-46 Pegasus и бронеавтомобили Desert Viper. Кроме того, по заявлению главы Белого дома, в ближайшие годы Катар также инвестирует $10 млрд в инфраструктуру базы Аль-Удейд.
Как подчеркнули в президентской администрации, Катар — 12-й по объему закупаемых американских вооружений партнер США. Общая стоимость заказанной эмиратом продукции военного назначения превышает $26 млрд.
Chinook для Абу-Даби
Третьим и финальным пунктом в маршруте Трампа стали ОАЭ. Общая стоимость заключенных там соглашений составила $200 млрд. При этом ни об одной новой оборонной сделке официально объявлено не было, хотя 12 мая DSCA уведомило, что Абу-Даби получил одобрение со стороны Вашингтона на приобретение дополнительных тяжелых транспортных вертолетов Chinook в модернизированном варианте с увеличенной дальностью полета (CH-47F Chinook Block II ER, Extended Range).
Согласно релизу, речь шла о шести вертолетах производства корпорации Boeing и сопутствующего оборудования. Последнее включает дополнительные топливные баки и систему воздушной дозаправки, за счет которых и увеличивается дальность полета Chinook.
Также в одобренный пакет включены 16 двигателей T-55-GA-714A фирмы Honeywell, 14 комплектов системы спутниковой/инерциальной навигации, 8 систем предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-57, 20 радиостанций AN/ARC-231A и 20 пулеметов M240.
Помимо этого, Абу-Даби одобрили закупку средств противодействия атакам противника, систем предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-39A, детекторов лазерного облучения AN/AVR-2B, оптико-электронных/инфракрасных станций MX-15HDi, систем распознавания "свой — чужой" AN/APX-123A, грузовых лебедок, комплектов баллистической защиты и оборудования для пожаротушения. Ко всему этому прилагается техническая документация, запасные части, услуги техподдержки и обучения специалистов по обслуживанию.
Оценочная стоимость техники — $1,32 млрд. "ОАЭ будут применять эти средства в поисково-спасательных, гуманитарных миссиях, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций и контртеррористических операциях", — заявили в DSCA.
Как напомнили в информационно-аналитической группе Janes, ОАЭ — первый экспортный заказчик вертолетов Chinook самой современной на сегодня модификации CH-47F. Четыре таких винтокрылых машины страна получила в 2010 году, а еще 16 были поставлены туда в 2014-м.
В ноябре 2019 года Абу-Даби получил одобрение насчет закупки дополнительных 10 вертолетов CH-47F ER за $830,3 млн, однако информации о том, что контракт на их приобретение был заключен, тогда не последовало. Тем не менее, как заметили в Janes, впоследствии к совокупному парку эмиратских Chinook все же прибавились две таких винтокрылых машины.
Параллельно с этим Госдепартамент США одобрил заключение дополнительного соглашения к ранее заключенному контракту на $40,9 млн, связанного с ремонтом и обслуживанием парка эмиратских истребителей F-16E/F Block 60. Его стоимость — $130 млн. Эти средства пойдут на поставку запчастей, ремонтного оборудования, программного обеспечения, документации и услуг технической поддержки.
Кому повезло больше всех
В целом, если судить по официальным сообщениям, самый вкусный кусок арабского пирога достался Boeing. Эта компания заключила самые дорогие контракты на поставку гражданских лайнеров всем трем странам.
Сначала было подписано соглашение на 20 самолетов 737-8 MAX для саудовского лизингодателя AviLease стоимостью $4,8 млрд. Затем было объявлено, что Qatar Airways приобретет 160 широкофюзеляжных самолетов 787 Dreamliner и 777X за $96 млрд с опционом на закупку еще 50 единиц. В Boeing последнюю сделку назвали "исторической" и крупнейшей в истории корпорации.
Что касается ОАЭ, то их основной гражданский авиаперевозчик, Etihad Airways, обязался вложить $14,5 млрд США в строительство 28 Dreamliner и 777X.
Таким образом, по итогам трехдневного турне Трампа портфель заказов Boeing только на пассажирские самолеты увеличился более чем на 200 единиц, общая стоимость которых — более $115 млрд.
Татьяна Самойлова, Константин Алыш