О Герое Советского Союза Георгии Зимине, работавшем в Балашихе
Георгий Васильевич Зимин известен как один из лучших тактиков воздушного боя. В годы Великой Отечественной войны его лётчики всегда были лучше пилотов противника, побеждая не числом, а умением. Может быть, поэтому Георгий Васильевич и стал маршалом, заместителем командующего войсками ПВО страны, работая в то время в Балашихе. Его наука побеждать до сих пор востребована… Родился Георгий Васильевич Зимин 6 мая 1912 года в Санкт-Петербурге. Отец — рабочий, погиб в 1913 году во время забастовки в стычке с полицией. Мать не могла содержать большую семью — после переезда в Калугу к бабушке умерли сёстры, а старший брат Георгия ушёл в Красную армию. Вот так Георгий и попал в детский дом, откуда вернулся в семью только в 1922 году. Тем не менее он сумел получить хорошее образование — окончил десять классов. С июня 1930 года работал слесарем-электриком в электротехнических железнодорожных мастерских в Калуге, поступил на заочное отделение Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана, много и с большим удовольствием занимался спортом. Но больше всего ему нравились занятия в школе-изостудии, где вместе с ним учились будущие знаменитые художники-карикатуристы Борис Ефимов и Валериан Щеглов. Преподаватели даже говорили, что из Георгия может выйти толк, и одно время он подумывал о поступлении в Академию художеств. Всё решил случай. Однажды Георгий увидел лётчиков — все в кожаных пальто, шлемах, с лётными очками, с необычными кожаными перчатками-крагами. И всё… С того дня и зародилась в его душе заветная мечта — стать пилотом. Он пошёл на производство и сказал, что уходит и поступает учиться на лётчика. В 1931 году его мечта сбылась — он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу. В 1933 году окончил её и сразу же поступил в Энгельскую военную авиационную школу лётчиков — учиться уже практическим полётам. Там же он добился и первых спортивных успехов. В награду за них он получил из рук командующего ВВС Красной армии Якова Ивановича Алксниса серебряные часы, а от члена политбюро ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова — кожаный чемодан со спортивным костюмом, коньками и ботинками. С декабря 1935 года Зимин служил младшим лётчиком в 31-й отдельной истребительной эскадрилье на Дальнем Востоке. По воспоминаниям лётчика, первый отпуск в 1935 году запомнился ему напутственными словами матери: «Раз нужно, сынок, поезжай. Жизнь человеческая очень коротка, старайся сделать людям больше добра. Никого не обижай, и тебе все будут платить тем же. Хороших людей на свете много, бери от них всё лучшее, учись у них. Летай, только пониже и потише…». Большая Балашиха С 1937 года Георгий Зимин служил исполняющим обязанности командира отряда, с 1938 года — заместителем командира и командиром эскадрильи. Участвовал в боях у озера Хасан в августе 1938 года в должности исполняющего обязанности командира авиаэскадрильи 40-го истребительного авиационного полка. Тогда лейтенант Зимин успел совершить 32 боевых вылета на истребителе И-16 на штурмовку японских наземных войск и на разведку, за что был награждён орденом Ленина. В 1940 году Георгия Зимина назначили заместителем командира 53-го истребительного авиационного полка на Дальнем Востоке. В августе 1940 года он поступил на учёбу в Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной армии в Монино. Завершить обучение помешала война. В июле 1941 года капитан Зимин был назначен заместителем командира 42-го истребительного авиационного полка, вооружённого новейшими самолётами МиГ-3. В ноябре 1941 — январе 1942 года Зимин служил командиром 127-го истребительного авиационного полка, который участвовал в битве за Москву. В феврале 1942 года его назначили командиром 485-го истребительного авиационного полка на Северо-Западном фронте. Один из самых памятных боёв у него случился летом 1942 года. В воздушном бою 16 июня во главе группы из семи истребителей «Харрикейн» Зимин вступил в бой с 27 немецкими самолётами. В этом бою было сбито десять немецких самолётов, три из них — на счету Зимина. Наши истребители потеряли одну машину. С апреля 1943 года Георгий Васильевич служил командиром 240-й истребительной авиадивизии, в мае того же года произведён в полковники. К сентябрю 1943 года совершил 163 боевых вылета, сбил 13 самолётов лично и четыре самолёта противника — в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Георгию Васильевичу Зимину присвоили звание Героя Советского Союза. Весной 1944 года 240-я авиадивизия была передана в 4-ю воздушную армию Белорусского фронта, а в начале июля — в 1-ю воздушную армию. Истребители Зимина участвовали в Белорусской наступательной операции, в боях за освобождение Литвы и Восточной Пруссии. В боях за Кёнигсберг за три месяца боёв лётчики 240-й авиадивизии сбили 64 самолёта противника, потеряв 26 своих. Свою последнюю победу в воздушном бою Зимин одержал 25 апреля 1945 года над Берлином, уже будучи генералом-майором, — это звание ему присвоили в апреле. За время войны генерал Зимин совершил 249 боевых вылетов и сбил лично 14 и в группе четыре самолёта противника. В 1948 году генерал Зимин окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова, командовал 42-й воздушной армией ПВО и 59-й воздушной армией. В 1954-1956 годах — генерал-инспектор Инспекции ПВО, а в декабре 1960 года Зимина назначили первым заместителем Главнокомандующего Войсками ПВО страны. Его местом работы в это время стал центр управления в посёлке Заря Балашихинского района. В первой половине 1960-х годов в СССР проходило радикальное перестроение противовоздушной и противоракетной обороны. Всем этим и занимался генерал Зимин. Именно его, по слухам, прочили на место главкома ПВО, но назначили Павла Фёдоровича Батицкого, который стал настоящей легендой посёлка Заря и всего Балашихинского района. А Георгий Васильевич Зимин в 1966 году стал начальником Военной командной академии ПВО в городе Калинин (ныне — Тверь). Воинское звание маршала авиации ему присвоили 5 ноября 1973 года. Умер Георгий Васильевич 29 марта 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Большая Балашиха Алексей Галанин