Самой быстроразвивающейся отрасли не хватает заказчиков. Разработка, производство беспилотных авиасистем (БАС), обучение внешних пилотов показывают неплохие результаты, в том числе благодаря действующему нацпроекту. Настало время обратить внимание на заказчиков, считают эксперты. Людей надо просвещать, а компании - стимулировать, например, субсидируя разницу стоимости услуг, оказанных традиционным способом и с применением дронов.
Беспилотники уже очень хорошо себя проявили в мониторинге и сельском хозяйстве. По словам гендиректора компании "БАС" Алексея Варятченко, всего можно разработать больше 100 сценариев их применения. Сейчас компания оказывает услуги в 44 регионах, флот беспилотников составляет около 300 единиц. Самым перспективным сценарием на сегодняшний день, по его мнению, является сельское хозяйство. И в регионах именно к агродронам проявляют наибольший интерес. По беспилотному мониторингу самые востребованные объекты - лесное хозяйство и инфраструктура нефтегазовых компаний. Огромные перспективы имеет и мониторинг строительства. Дрон способен осуществлять контроль за масштабной стройкой в несколько гектаров: может следить, сколько рабочих и единиц техники вышло на стройку, сколько машин с материалами доставлено.
При этом Варятченко отметил, что по итогам прошлого года в компании гражданский заказ был реализован только в части поставки дронов. "Никакие услуги заказаны не были из-за сложной экономической обстановки. Ряд коммерческих контрактов отменился. Госструктуры сейчас масштабно услуги не закупают", - отметил он.
Первый замгендиректора компании "Аэромакс" Антон Никифоров подтвердил - заказчиков нет. "Построено 100 тысяч беспилотников. Это хорошо. Другой вопрос, а кому они нужны? В прошлом году через льготный лизинг было много беспилотников закуплено, а сейчас эти беспилотники просто стоят. Организации, которые их купили, по-прежнему заказывают услуги у авиакомпаний с пилотируемыми воздушными судами, потому что бюджет на эксплуатацию беспилотников заложен не был", - отметил он. По- прежнему актуален вопрос с лесничествами, которые для использования дронов должны стать эксплуатантами БАС. "Заинтересованность заказчика не возникает из ниоткуда, приходится просвещать, зачем им нужны беспилотники", - отметил Никифоров.
Он предложил обратить внимание на самого заказчика, и меры господдержки акцентировать именно на него - субсидировать разницу стоимости услуг, оказанных традиционным способом и с применением беспилотных авиасистем. Без стимулирования спроса буксуют и другие меры поддержки, указал он.
Представитель системного заказчика логистических услуг из нефтегазовой сферы Айдар Ахматдинов отметил, что аэрологистика - это "пока дорого, сложно и рискованно". И он согласен, что заказчика нужно поддерживать. "Нужна мотивация, чтобы убрать его сомнения. И практическими полетами, продемонстрировав заказчикам решение его проблем, можно развить этот рынок. То есть показать заказчикам, что это действительно необходимо", - сказал он в ходе дискуссии, развернувшейся на площадке Международной выставки вертолетной индустрии и БАС HeliRussia-2025.