Разгорающийся ливийский огонь: к чему могут привести столкновения

Хрупкий баланс сил, поддерживающий стабильность разрозненной Ливии, на этой неделе серьезно пошатнулся. И если еще несколько дней назад основной проблемой этой североафриканской страны было, казалось бы, существование двух параллельных правительств на западе и востоке и их неспособность договориться о проведении выборов и объединении институтов власти, то теперь стало понятно, насколько все же сильны внутренние противоречия на местах, внутри одной только из двух конкурирующих сил.

Разгорающийся ливийский огонь: к чему могут привести столкновения
© ТАСС

Фигура Ганивы

Вечером 12 мая в Триполи, где заседает поддерживаемое ООН Правительство национального единства (ПНЕ) под руководством премьер-министра Абдель Хамида Дбейбы вспыхнули столкновения. Причиной стало убийство главы Аппарата по поддержанию безопасности и стабильности при Президентском совете Ливии Абдельгани аль-Кикли, известного под псевдонимом Ганива. Он был убит в штабе 444-й боевой бригады под командованием Махмуда Хамзы, которая подчиняется Минобороны в ПНЕ. Какие причины заставили его там оказаться, неизвестно. Источники ливийских СМИ предполагают, что на встречу его могли заманить.

Во времена Джамахирии Абдельгани аль-Кикли отбывал срок в тюрьме Триполи за уголовные преступления. После свержения Муамара Каддафи в 2011 году он оказался на свободе и воспользовавшись ситуацией смог сформировать Аппарат безопасности при Президентском совете, когда им руководил Фаиз Саррадж (2016–2021). Аппарат взял на себя широкие полномочия, в том числе защиту государственных учреждений, борьбу с наркотрафиком и контрабандой. Его бойцы участвовали в военных операциях, а точнее сказать, вооруженных столкновениях в борьбе за ресурсы.

Таким образом, ему удалось стать достаточно влиятельным человеком в Триполи. С течением времени интересы аль-Кикли и его людей схлестнулись с интересами правительства Дбейбы. В частности, в конце 2024 года аль-Кикли удалось сформировать аудиторский комитет для контроля расходов государственного бюджета, что не могло не вызвать раздражение ПНЕ.

Развитие эскалации

Спустя несколько часов столкновений сил 444-й бригады с бойцами аль-Кикли власти в Триполи заявили, что провели успешную операцию по обеспечению безопасности и взяли под контроль все объекты аппарата. Глава Правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба преподнес эту операцию как меры, предпринятые для борьбы с действующими вооруженными группировками.

В общем-то, с самого начала эскалации в информационном поле заявления властей о принимаемых мерах опережали сообщения о столкновениях.

Вслед за заявлением о стабилизации обстановки Дбейба озвучил несколько резонансных решений, направленных на реструктуризацию служб безопасности в Триполи. Это коснулось в первую очередь сил, ранее связанных с аппаратом аль-Кикли. В частности, премьер распорядился распустить Силы сдерживания под командованием Абдель Рауфа Кары, что привело к новым столкновениям лояльных ПНЕ группировок с бойцами Кары.

Структура безопасности Триполи

За безопасность в Триполи отвечают вооруженные группировки, которые формально властями были упразднены, но на деле являются контролирующими силами на местах. Каждая из них имеет независимое руководство, между ними поделены зоны влияния и ресурсы. Некоторые из них сохраняют лояльность ПНЕ, а другие, как доказывает происходящее, выходят из-под контроля.

Вслед за новыми столкновениями, которые в том числе унесли жизни мирных граждан, по Триполи прокатилась волна протестов. Жители районов, охваченных стычками, возложили ответственность за кровопролитие и эскалацию на ПНЕ и потребовали, чтобы Дбейба ушел в отставку. По сообщениям ливийских СМИ, на центральную Зеленую площадь в Триполи в ночь на 15 мая вышли тысячи человек. Для их разгона западный кабмин применил силу — по протестующим в разных района города открывали огонь. Президентский совет выступил с заявлением, отменяющим решения Дбейбы.

Напомню чуть подробнее про два не признающих друг друга ливийских правительства. Первое — поддерживаемое ООН и возглавляемое Абдель Хамидом Дбейбой — на западе. Второе — наделенное полномочиями Палаты представителей — на востоке, им руководит Усама Хаммад. Ливия перестала функционировать как единое государство после свержения Каддафи. В последние несколько лет шло противостояние между властями в Триполи на западе страны и властями на востоке, которые поддерживала Ливийская национальная армия под командованием Халифы Хафтара. Как пишет газета Asharq al-Awsat, среди лозунгов протестующих, которые вышли на улицы Триполи в ночь на 15 мая, в том числе звучали призывы к Хафтару ввести в столицу свои силы, чтобы навести порядок.

Последствия устранения конкурентов

О числе жертв и пострадавших за дни эскалации информации почти не поступало. Представители системы здравоохранения в столице сообщали о шести жертвах в первый день и шести погибших и 70 раненых за вторую ночь столкновений. Однако в ливийских СМИ появлялись отдельные сообщения о гибели мирных жителей в результате попадания снарядов в жилые дома. 15 мая Минздрав в правительстве Дбейбы опроверг все распространенные средствами массовой информации данные одним заявлением. Свои цифры ведомство при этом не приводило. Очевидно, Правительство национального единства пытается всеми силами сохранить лицо и нивелировать последствия такого удара по имиджу.

При этом недовольство в Триполи нарастает и выражается не только в уличных протестах, но и в активности политических оппонентов Дбейбы на западе страны, которые обвиняют его в попытке сохранить свою власть ценой человеческих жизней, настаивают на его отставке и призывают к формированию нового временного правительства. Тем временем глава ПНЕ взял стратегическую паузу и пообещал выступить в ближайшие дни с заявлением, которое раскроет истинные причины произошедшего.

Сложившаяся ситуация дает место для маневра силам в Триполи, возможность передела сфер влияния, который может обернуться для ливийцев новым кровопролитием. Кроме того, она наглядно демонстрирует отсутствие на западе страны единой институциональной власти.

О соглашении по мигрантам

При всем этом стоит отметить еще один момент. На прошлой неделе телеканал CBS News со ссылкой на американских чиновников сообщил, что администрация президента Дональда Трампа планирует начать депортировать мигрантов из США в Ливию.

По информации канала, соответствующие договоренности были достигнуты с ливийскими властями. ПНЕ категорически отвергло данные о каких-либо соглашениях или координации с американскими властями относительно депортации мигрантов в Ливию и подчеркнуло, что не позволит использовать территорию своей страны в этих целях. При этом власти в Триполи дали понять, что договоренность могла быть достигнута с каким-то незаконным ливийским институтом. Впрочем, ни с какой из ливийских сторон информация в течение недели так и не подтвердилась.

Можно предположить, что договоренности с США велись без ведома ПНЕ — властями на востоке или вышедшими из-под контроля силовыми руководителями на западе. Как бы то ни было, очевидно, что у властей раздираемой противоречиями страны есть более насущные вопросы на повестке, а возможные обязательства по мигрантам лишь подольют масло в разгорающийся ливийский огонь. Судя по всему, в ближайшее время правительство Дбейбы не собирается соглашаться с предложением уйти в отставку и попытается принять какие-то компромиссные меры, уравновешивающие баланс сил между конкурирующими группировками. В том случае, если ему это не удастся, запад Ливии ждет новый виток насилия в борьбе за власть и ресурсы. Нельзя исключать и вероятность того, что ситуация выйдет из-под контроля окончательно и потребует вмешательства сил востока.