Конфликт Индии и Пакистана: кому выгодна война между двумя ядерными державами
Конфликт Индии и Пакистана: кому выгодна война между двумя ядерными державами
Сенатор Владимир Джабаров оценил риски эскалации конфликта и назвал его возможного заказчика.
В мире снова обостряется опасное военное противостояние. В ночь на 7 мая Индия объявила о запуске операции «Синдур», в рамках которой были атакованы объекты на территории Пакистана. Официальный Нью-Дели заявил, что удары были нацелены исключительно на военные базы террористов, и все действия проводились с индийской стороны. Это, по мнению властей Индии, стало справедливым ответом на теракт, произошедший 22 апреля в популярном туристическом городке Пахалгам, в результате которого погибли 25 индийских граждан. Ранее Нью-Дели утверждал, что располагает доказательствами причастности межведомственной пакистанской разведки к этому инциденту. Исламабад, в свою очередь, объявил о готовности дать «решительный ответ». В связи с этим возникает множество вопросов: каковы риски эскалации конфликта между двумя ядерными державами, кому может быть выгодно военное столкновение Индии и Пакистана, а также какое влияние это противостояние окажет на международные события? О своих мнениях на эти темы высказался первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
- Владимир Михайлович, противостояние между Индией и Пакистаном, которые до раздела 1947 года были единой страной, имеет свою давнюю и довольно бурную историю. Сегодня этот конфликт переживает новое обострение. Как считаете, с чем оно связано и есть ли у нынешнего конфликта внешний заказчик?
- Конфликт между Индией и Пакистаном был заложен изначально британцами. Еще в середине ХХ века Лондон фактически разделил единую страну по религиозному признаку, когда Пакистан отделился от Индии и стал самостоятельной мусульманской страной. Позже отделился еще и Восточный Пакистан, который сегодня всем известен как государство Бангладеш. Так вот, весь этот распад был изначально инициирован британскими спецслужбами.
Они и сейчас постоянно мониторят ситуацию в регионе, у них там большая агентура влияния, особенно в Пакистане.
И сегодня у меня практически нет сомнений, что нынешнее обострение отношений между двумя странами спровоцировано британцами. Не исключаю, что связано это с тем, что Россия отмечает 9 Мая, 80-летие Победы над нацизмом, а через Украину насолить нам не очень получается. Значит, нужен новый горячий конфликт между ядерными державами, в данном случае Пакистаном и Индией, чтобы переключить внимание мирового сообщества.
- У Индии и Пакистана, по разным подсчетам, имеется по 150-180 ядерных боеголовок. Зачем Лондону ставить мир на порог ядерной войны?
- Британцы сидят на острове, окруженном водой, и им, как мне представляется, совершенно все равно, что происходит в их бывших колониях.
При этом Лондону сегодня нужен громкий конфликт — там понимают, что если завяжется война между Индией и Пакистаном, то туда могут ввязаться и Китай, поддерживающий Пакистан, и Россия, у которой тесные дружеские отношения с Индией.
Поэтому они пытаются специально дестабилизировать ситуацию везде, где это возможно, — это стиль работы британских спецслужб.
- Правильно ли понимаю, что у тех, кто хочет эскалации индо-пакистанского конфликта, есть цель втянуть в него Россию и Китай?
- Безусловно, такая цель у британцев стоит всегда.
- А есть ли вероятность, что в это противостояние могут ввязаться США?
- У американцев сложились сегодня нормальные отношения и с Индией, и с Пакистаном. Поэтому в Вашингтоне, полагаю, будут против разрастания конфликта — президент Трамп уже выразил свою обеспокоенность по поводу военного обострения между двумя странами.
- Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться ситуация?
- Думаю, эскалация конфликта вряд ли возможна — ресурсов особых для его разрастания у Пакистана нет. В том числе и потому, что Исламабад до этого много помогал Украине — сейчас там сами остались без достаточного количества вооружений. С другой стороны, Индия — страна миролюбивая и никогда не тяготела к большим конфликтам. А ракетный удар по объектам в Пакистане стал, как уже заявили в Нью-Дели, необходимым ответом на теракт в Пахалгаме, где трагически погибли более двадцати граждан Индии. И били они по лагерям, где готовят террористов, — в Индии эти объекты знают, индийская разведка тоже хорошо работает.
Также силенок у Британии, чтобы серьезно поддержать в военном плане одну из сторон, сегодня нет.
Разработка всевозможных подлых схем, политических диверсий — здесь они чувствуют себя как рыба в воде. А вот оказать реальную военную и политическую помощь Лондон не может — как правило, они в таких вопросах опирались на ресурсы США. И здесь есть основания надеяться, что американцы на военное вмешательство не пойдут.
- Будет ли обострение отношений между Индией и Пакистаном влиять на другие конфликты, включая украинский?
- Так как серьезная эскалация этого конфликта, как уже говорил раньше, маловероятна, то и влияние на другие горячие точки он, надеюсь, вряд ли окажет. Но какие-то последствия его мы уже видим. В частности, премьер Индии Нарендра Моди из-за событий на границе с Пакистаном отменил визит в Москву на 9 мая, хотя ранее планировал свое участие в торжествах ко Дню Победы. Думаю, одной из причин обострения, к сожалению, стало то, что англичане очень сильно не хотели, чтобы Моди приехал к нам на парад Победы.
- Как считаете, Россия может выступить посредником в урегулировании конфликта между Индией и Пакистаном?
- Посреднические услуги по мирному урегулированию мы, считаю, можем здесь оказать вместе с американцами. Если будем действовать одни, то опять пойдет волна обвинений о «руке Кремля». А вот в связке с США посредничество будет более эффективным. Но при одном условии — главное, чтобы в этом процессе не было англичан.
По материалам «Парламентской газеты»