об эскалации между Индией и Пакистаном

«На фоне обострения конфликта между Индией и Пакистаном, который начался с операции «Синдур» и последовавших ударов с обеих сторон, на первый план выходит самый тревожный фактор — ядерное оружие. Обе страны официально являются ядерными державами и обладают достаточным арсеналом, чтобы нанести друг другу разрушительные удары».

К сожалению, мой предыдущий прогноз подтвердился и эскалация между Индией и Пакистаном стала реальностью. Стороны впервые перешли к прямым ударам. Индия объявила о начале специальной военной операции под кодовым названием «Синдур» (в честь красного порошка, которым индуисты ставят ритуальную точку на лбу) и нанесла удары по десяти целям на пакистанской территории спорного штата Кашмир.

В ответ Пакистан применил артиллерию, включая РСЗО, на линии соприкосновения, задействовал ВВС и ПВО — ключевые инструменты сдерживания в этом конфликте. По данным пакистанских СМИ, было сбито пять индийских истребителей. Три из них — по признанию самой Индии. По официальным данным Пакистана, в результате ударов погибли по меньшей мере восемь человек, ещё 35 получили ранения.

Несмотря на призывы к деэскалации и официальное отрицание Пакистаном причастности к терактам в Индии, которые формально и стали поводом для начала операции, Индия продолжает усиливать давление.

На фоне обострения конфликта между Индией и Пакистаном, который начался с операции «Синдур» и последовавших ударов с обеих сторон, на первый план выходит самый тревожный фактор — ядерное оружие. Обе страны официально являются ядерными державами и обладают достаточным арсеналом, чтобы нанести друг другу разрушительные удары.

По последним данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Индия располагает примерно 172 ядерными боеголовками. В арсенале страны есть баллистические ракеты наземного базирования, морские платформы с ядерным вооружением (подводные лодки класса Arihant), а также авиационные средства доставки — таким образом, Индия обладает полноценной ядерной триадой. При этом Нью-Дели официально придерживается доктрины неприменения первым (No First Use), что, по замыслу, должно ограничивать вероятность превентивного ядерного удара.

Пакистан владеет примерно 170 боеголовками и активно развивает тактическое ядерное вооружение, в том числе ракеты малой дальности, такие как Nasr, предназначенные для применения непосредственно на поле боя. В отличие от Индии, Пакистан не придерживается политики неприменения первым и оставляет за собой право использовать ядерное оружие в случае угрозы национальному суверенитету или существованию государства.

Тем не менее, несмотря на эмоциональность и жёсткость риторики, вероятность немедленного перехода к ядерному противостоянию пока остаётся низкой.

Угроза полного уничтожения не выгодна ни одной из сторон: слишком высока цена. Однако именно поэтому текущее противостояние между Индией и Пакистаном особенно опасно: не потому, что оно уже перешло в ядерную фазу, а потому, что путь к этой фазе стал значительно короче.

В ближайшие недели ключевую роль в урегулировании конфликта сыграет не столько военное превосходство, сколько дипломатия и способность международных игроков удержать конфликт в рамках.

Чем дольше он будет продолжаться, тем выше риск непреднамеренного столкновения, ошибки или провокации, способных запустить необратимую цепную реакцию.

Текущая ситуация (даже после локальной стычки и потери техники и людей) — это хрупкое равновесие между страхом, национальными амбициями и внешним влиянием на обе страны. Но любое неверное движение может сделать катастрофу не гипотетической, а вполне реальной.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.