После массовых атак БПЛА и дронов ВСУ на российские города, риски того, что подобные попытки киевского режима повторятся во время торжеств в честь Дня Победы 9 Мая, остаются высокими. Между тем российские силы ПВО имеют богатейший опыт отражения таких налетов. В чем заключаются риски беспилотных атак, в чем отличие БПЛА от дронов и откуда их могут запускать по городам России, включая Москву? С этими вопросами «Парламентская газета» обратилась к экс-замначальника Главного штаба ВВС России генерал-лейтенанту Айтечу Бижеву.
- Айтеч Магомедович, вы более 25 лет посвятили службе в Военно-Воздушных Силах нашей страны, после выхода в отставку занимаетесь разработкой авиационной техники. В чем, на ваш взгляд, заключается специфика ведения военных действий с помощью беспилотников в наши дни?
- Прежде всего, надо сказать, что беспилотники делятся на две категории. Первая — БПЛА самолетного типа. Это большие аппараты, которые могут нести на себе заряд огромной мощности, до 100 килограммов взрывчатки. Вторая категория — это дроны, которые летают на малой, по сравнению с БПЛА, скорости. Со всеми этими беспилотниками наши средства ПВО научились справляться довольно успешно.
Но есть своя специфика. Так, дроны могут использоваться в полевых условиях — их можно собрать в любом гараже, в любом лесу, там же запрограммировать с помощью навигационных приборов и запустить. Полетит он со скоростью до 100 км/ч. Опасность здесь заключается в том, что все это можно осуществить в любое время суток, с любого места, а нести такой дрон на себе может до семи килограмм взрывчатки, что эквивалентно удару мощного артиллерийского снаряда. И бороться с ними средствам ПВО сложнее, чем с БПЛА.
- Почему?
- Из-за малой размерности, малой скорости, малой отражающей поверхности и минимального подлетного времени дрона, который может появиться там, где нет зоны поражения зенитно-ракетными средствами. И даже если он попадает в такую зону, то может не хватить времени на приведение ЗРК в боевую готовность — на это требуется минимум три минуты, а за это время можно изменить траекторию полета, исчезнуть с радаров.
- Возможно ли держать системы ПВО в постоянно включенном состоянии?
- Нет, на это никаких ресурсов не хватит. Для этого существуют средства радиолокации, которые предупреждают ЗРК о появлении объекта для поражения. Есть и еще один момент: дрон собрать очень дешево, несоизмеримо дешевле, чем производство одной ракеты, которой он сбивается.
- В чем заключается специфика атак с помощью БПЛА?
- Это, как уже говорил, большие летательные аппараты, способные летать на большие расстояния, до тысячи километров. Они оборудованы новейшими системами, которые корректируют на всем протяжении маршрута его полет — с их помощью он огибает препятствия, уходит из зон поражения и зон обнаружения. Все это просматривается из космоса, и полеты больших беспилотников наши противники планируют так, чтобы БПЛА оказывались в зоне наших ЗРК и радиолокационных систем на минимальное время. Между тем сбивать БПЛА мы уже умеем, и умеем хорошо.
Главная же опасность здесь идет от групповых полетов — когда летят, скажем, сразу 20—30 БПЛА. Делается это для того, чтобы средства нападения превышали огневые возможности ЗРК. И в таком случае ни одна, даже самая сильная ПВО, не сможет поразить все цели по объективным техническим причинам.
- Как считаете, откуда запускали БПЛА на российские города во время массовой атаки в ночь с 5 на 6 мая?
- Могу предположить, что они запущены не с территории РФ. Это практически невозможно. БПЛА — это самолет по размерам равный истребителю МиГ-23 или СУ-25. Такой большой аппарат невозможно запустить незаметно.
Поэтому полагаю, что запуск БПЛА по России осуществляется с подконтрольной ВСУ территории, которая наиболее близка к линии боевого соприкосновения в зоне СВО. Например, из остающегося пока под украинским контролем Херсона или с любого приграничья, например, рядом с Курской областью. Потому что время подлета тогда очень небольшое. При этом, как правило, БПЛА запускаются в комплексе с дронами.
- А малогабаритные дроны могут запускаться с территории России?
- Теоретически да. Дроны могут запускаться с любого гаража, они легко изготавливаются, а комплектующие можно в карманах принести.
- Насколько велики риски того, что атака беспилотников на Москву и другие российские города произойдет в дни торжества по случаю 80-летия Победы?
- Риски есть, и они довольно высокие. Противник уже заявил, что считает своей целью глав иностранных делегаций, прибывших в Москву на празднование Дня Победы. Поэтому попытки будут, да они уже сейчас идут. Но наши средства ПВО готовы к отражению — никто не ждет чудес, готовы ко всему.
Отмечу, что мы получили богатейший опыт за последние три года по борьбе с БПЛА и дронами всевозможного масштаба и диапазона. А командование на местах больше нас знают и больше видят, как успешно противостоять атакам противника.