Корреспондент "РГ" пообщался с бойцами 83-й бригады ВДВ в Сумской области
Сегодня ровно две недели с того момента, как Курское направление стало называться Сумским. Теперь бойцы группировки "Север" российской армии создают полосу безопасности в Сумской области, чтобы жители курского приграничья не подвергались обстрелам. На переднем крае этой задачи, поставленной Верховным Главнокомандующим, десантники 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой ордена Суворова бригады ВДВ. Корреспондент "РГ" побывал в этом легендарном соединении, пообщался с бойцами и командирами и понаблюдал в прямом эфире на командно-наблюдательном пункте, как уссурийская десантура щемит "побратимов".
"Дорога смерти", так еще совсем недавно называли трассу Суджа - Юнаковка. Теперь "дорога смерти" отодвинулась за этот украинский населенный пункт вглубь территории области до самого города Сумы, до которого от границы с Курской областью всего-то 30 километров. Русские десантники взяли этот отрезок трассы под плотный боевой контроль, перерезав врагу путь снабжения.
Не помогает противнику и антидроновая сетка, протянутая вдоль дороги. Наша артиллерия пробивает в этой защите брешь, в которую залетают замечательные дроны российского производства "Князь Вандал" на оптоволокне под управлением отряда БПЛА 83-й бригады "Тигр" и на раз сжигают натовскую технику, оказавшуюся, по сути, в капкане. Ведь в замкнутом пространстве, ограниченном сеткой, свернуть в сторону от атакующего дрона невозможно. По свидетельству наших офицеров, счет идет за сотню сожженных единиц изделий западного ВПК, начиная от квадроциклов и пикапов и заканчивая бронетранспортерами Stryker и М113, танками Abrams, бронеавтомобилями MaxxPro. Селюковские "Козаки" можно и не считать, - шутят десантники.
За короткий срок войска дяди Васи, как называют себя эти крутые парни по имени основателя ВДВ Василия Маргелова, сумели продвинуться вглубь территории противника уже на пять с лишним километров, освободив четыре населенных пункта. Сейчас они бодаются с противником в поселке Беловоды, известном как база украинских дроноводов, заняв почти половину этого населенного пункта.
А перед этим был филигранный заход "голубых беретов" в Журавку, считавшуюся серьезной украинской "фортецией" (то есть крепостью). Ее обороняли подразделения небезызвестной 67-й механизированной бригады ВСУ, созданной в 2022 году на базе Украинского добровольческого корпуса - одной из структур неонацистской организации "Правый сектор" (запрещенная в России экстремистская структура). И хотя к этому времени самые идейные из неонацистов по большей части спущены в преисподнюю к батьке своему Бандере, а ротация была произведена обычными наспех мобилизованными мыколами, но трехкратное численное превосходство оборонявшихся не обещало нашим парням легкой прогулки.
- На правое колено, становись! Помолимся, товарищи! За победу, за Отечество, с Богом!
После молебна, вдохновенной проповеди и благословения от полкового священника отца Германа, уссурийские десантники идут на штурм Журавки.
- Мы изначально отказались от лобовых атак, нашли дыры в обороне и, просочившись через боевые порядки противника небольшими группами, неожиданно атаковали его с тыла, - рассказывает о тактике данного штурма начальник разведки 83-й бригады Глыба.
Все это время действия наших штурмовиков контролировались с воздуха дроном-разведчиком, передавая картинку на командно-наблюдательный пункт, с которого управлением операцией грамотно осуществлял сам командир бригады гвардии полковник Александр Шипов. Ну, а дальнейшее выкуривание вэсэушников из подвалов и блиндажей было уже делом наработанной за время СВО техники. Лихая братва в тельняшках делала это с азартом охотника. И вскоре в центре поселка наряду с флагом России был водружен стяг ВДВ, точно так же, как именно он был поднят не так давно на центральной площади в Судже.
Благодаря решительным и жестким действиям крылатой пехоты, потери у ВСУ в Сумской области для столько короткого отрезка времени весьма серьезные. В расход ушли как минимум два батальона 67-й бригады, а также практически наполовину размотана 21-я бригада, которая наряду с украинскими "захистниками" укомплектована колумбийскими наемниками, чьи тела сейчас гниют в посадках под Журавкой.
Начразведки Глыба показывает мне найденные при "солдатах удачи" из далекой Южной Америки документы. Среди них - авиабилеты в Барселону и Варшаву. Судя по документам, эти наемники, нанятые через иностранный ЧВК, получили в Колумбии начальную военную подготовку, а по прибытии в Польшу под чутким руководством инструкторов из ВСУ прошли дополнительное обучение. Из выписки на счетах можно узнать об их заработке. Платят им от 4 до 6 тысяч долларов в месяц, чтобы они здесь погибли, как это случилось с неким Пересом Эдисоном, который провоевал с российской армией всего неделю.
И это неудивительно, ведь иностранные наемники по Женевской конвенции не имеют права на статус военнопленного. А вот у солдат ВСУ шансы на выживание неплохие, для этого им достаточно вспомнить, что надо просто поднять вверх руки. Ну или просто подать звуковой сигнал о сдаче из своего убежища, как это сделал из погреба в Беловодах киевлянин Евгений Оникиенко.
Вот он сидит передо мной с забинтованной ногой и за обе щеки уплетает бутерброд с колбасой, запивая горячим чаем. Говорит по-русски, но с сильным малороссийским сельским говором, еще лет 20 назад невероятным для коренного жителя Матери городов русских Киева. Утверждает, что мобилизованный, что обещали поставить на вторую линию обороны, но обманули - поставили на первую. И похоже, в отличие от большинства других пленных, - не врет, рассказывает, что отстреливался почти до последнего, и лишь когда был ранен осколками от гранаты в ногу и увидел, что его "побратимы" лежат бездыханными, подал сигнал о сдаче. "Жить же охота!" По словам Евгения, добрые русские люди его приняли наверх, оказали первую медицинскую помощь и накормили, за что он им по-человечески благодарен.

- Наши все устали, - признается военнопленный. - Жутко устали, уже всем надоело воевать, хотят вернуться домой. С самого начала была надежда на избрание Трампа, который обещал за один день закончить эту войну, а теперь пришло разочарование.
В последнее время украинские солдаты сдавались десантникам в плен пачками. И не всегда под воздействием грубой силы. Ведь основное отличие бойца ВДВ не в том, что он может кирпичи колоть кулаками или лбом, а в том, что он может этим самым лбом нестандартно мыслить и принимать самые неожиданные для врага решения. Как это сделали в курском приграничье четыре воина-уссурийца, спустившиеся в укропский блиндаж и обнаружившие там целую вражескую толпу - более десяти солдат ВСУ.
- Хлопци, ви на ротацию, чи не? - с надеждой в голосе расплылись в радостной улыбке украинцы.
- Не, побратимы, не на ротацию. Скорее на прострацию. Руки вверх!
Оператор дрона, снимавший с воздуха военнопленных, выходящих из блиндажа один за другим, от изумления потерял дар речи, сбившись со счета.
Рассказавший мне эту историю заместитель командира бригады по военно-политической работе подполковник Тула с первого дня на СВО. За эти годы замполиту и самому доводилось поднимать и вести в атаку штурмовые группы. Сам он из династии военных, из Рязани.
- Приезжаю в отпуск домой, а там жена в слезах, - рассказывает Тула. - Говорит: "Одного дурака всю жизнь с войн дожидаюсь, а тут еще и этих двоих придется ждать!"
Замполит улыбается. Два его сына-близнеца пошли по стопам отца и поступили в прошлом году в Высшее Рязанское воздушно-десантное командное училище имени Маргелова. Как раз попал на принятие ими присяги, - в голосе офицера звучат нотки нескрываемой гордости.
- Конечно же я рад, что мои сыновья видят смысл жизни не в погоне за бабками, а в служении Отечеству. Значит, я имею право сказать и за них: есть такая профессия - родину защищать.
Из офицерской династии и заместитель командира разведывательного батальона майор Лимон, который внешне похож на римского легионера, образ которого мы привыкли видеть в кино. А он и есть солдат Третьего Рима - Российской империи. Ведь по крылатому выражению прозорливого древнего монаха Филофея, оставшегося в веках, Москва - третья империя, после Рима и Византии, которая призвана удерживать мир от прихода антихриста. От бесполой западной цивилизации, погрязшей в апостасии.
- Мой дед Иван Ночевный прошел Великую Отечественную войну - воевал, попал в плен к фашистам, бежал, присоединился к отрядам Французского сопротивления. Мой отец, продолжая военные традиции, также избрал путь офицера, ну и мы с братом не остались в стороне.
Узнав, что именно Лимон готовил в Курском приграничье один из батальонов армии КНДР, бойцов которой тут прозвали то ли в шутку, то ли ради маскировки евро-бурятами, интересуюсь, не он ли их научил петь "Катюшу". Видеозапись этой песни в исполнении северокорейских солдат десантники выложили в свой бригадный чат. Лимон смеется.
- Нет, нам было не до этого - с утра до позднего вечера занимались боевой подготовкой. Песню они скорее всего выучили еще в пункте постоянной дислокации. Корейцы вообще очень любят советские песни времен Великой Отечественной. Поэтому не удивляйтесь. А вообще северокорейские бойцы характеризуются высочайшей дисциплиной и полнейшей самоотдачей. Когда мы с ними проводили занятия по тактической медицине, они искренне удивлялись: "Зачем? Мы идем в бой - и будь что будет".
- А как вы с ними общались?
- Переводчиков на всех не хватало, поэтому общались в основном жестами, а еще - доска, на которой я рисовал маркером, например, как нужно перебегать через открытую местность. Понятие "осторожно" или "опасность" я обозначал тремя английскими буквами - USA. Они сразу понимали. Ну, конечно же, отдельные слова и сам выучил. Например - "са-тэтэ", что означает - четвертый батальон, который я и курировал…
Львиную долю успеха бригады приносит батальонная разведка, диверсионно-разведывательные группы которой забрасываются в глубокий тыл врага, где расшатывают его оборону, даже когда активных штурмовых действий не производится.
- Враг точно знает, что мы действуем где-то у него за спиной, но не может предугадать, где именно, а потому очень нервничает, - говорит начальник штаба разведбатальона капитан Юстас. Порой нашим ДРГ приходится скрытно, по нескольку дней, сидеть в лесополосах, где в нескольких метрах от них проходят подразделения ВСУ.
В командно-наблюдательном пункте управления бригады - рабочая, деловая атмосфера. Вдоль стены - мониторы, которые передают в режиме картинку с воздуха от дронов-разведчиков. На картинке - наши парни забрасывают гранатами подвалы укрепов ВСУ, из которых валит густой черный дым. За "рулем" КНП - комбриг, пользующийся у десантников непререкаемым авторитетом.
- Вот вы здесь можете в режиме реального времени наблюдать, как наши парни разматывают бандеровца в Беловодах, - коротко комментирует происходящее полковник Шипов.

Не случайно сюда, на командно-наблюдательный пункт 83-й бригады, на днях позвонил сам Верховный Главнокомандующий и поблагодарил за успешное выполнение поставленных задач, чем невероятно воодушевил командиров и бойцов.
Крылатая пехота из Уссурийска продолжает работу по созданию полосы безопасности, продвигаясь к новым рубежам в Сумской области. В Москве идут разговоры о том, что буферная территория для защиты приграничных российских районов от обстрела со стороны ВСУ должна быть как минимум 200 километров. Какой все-таки она будет, - интересуюсь у командира разведки.
- Я офицер, и не мое дело об этом рассуждать, - по-солдатски скупо отвечает Глыба. - Как прикажет наш Верховный Главнокомандующий, такой и будет.