Военные инженеры начали сплошное разминирование в Курской области
Военные инженеры группировки войск "Север" метр за метром обследуют территорию в Суджанском районе в поисках взрывоопасных предметов.
Чаще всего здесь находят СВУ, сброшенные с дронов, неразорвавшиеся части упавших беспилотников, противопехотные и противотанковые мины, растяжки. Большая часть находок уничтожается накладным зарядом на месте, так как ВСУ очень часто оставляют ловушки для саперов и устанавливают мины на неизвлекаемость. Как бойцы 92-го саперного полка обезвреживают смертоносные находки - в репортаже "Российской газеты".
В Малую Локню, где еще вчера шли тяжелые бои, наконец-то пришла весна и хорошая солнечная погода. На поле вышли люди. Но это не сеятели - на них роботизированные костюмы, на головах шлемы, похожие на скафандры. Саперы на расстоянии десятка метров друг от друга продвигаются медленно по огородам, словно косой проводя перед собой полукруг ручными металлоискателями. Когда прибор срабатывает на металл, бойцы специальным щупом определяют, что находится под землей.
- Понятно, что большинство срабатываний - ложные, - комментирует командир саперного отделения с позывным Топор. - Ведь металлоискатель реагирует на любой металл.
Но вот и опасная находка. Парни нашли упавший FPV-дрон с заряженной неразорвавшейся боевой частью. Близко подходить опасно. Что делать?
- Мы будем подрывать его накладным зарядом с тротиловой шашкой и шнуром, - объясняет Топор.
Для этого используется палка длиной метра два-три, на конце которой приматывается скотчем тротиловая шашка для подрыва и дистанционно кладется рядом с вражеским устройством. Это такой прием, чтобы обезопасить саперов.
- Много здесь осталось украинских мин, снарядов? - интересуюсь я у Топора.
- В Малой Локне - очень много. Я столько пока в других местах нигде не видел. Американские мины, польские гранаты. В самых неожиданных местах. Очень много мин-ловушек установлены в расчете на то, что на них напорется или их поднимет кто-нибудь из мирных жителей. Например, сегодня обнаружили детонатор в бумажнике. Находили даже детские игрушки - также с подложенным под них детонатором.
Поэтому неудивительно, что бойцы 92-го полка выбрали себе такой девиз - "Без права на ошибку". Здесь ошибаться нельзя.
Местное население пока в поселок не пускают. Хотя те рвутся сюда со страшной силой - весенняя страда проходит. Военным приходится даже посты расставлять, чтобы поселян отгонять. Опасно.
До Малой Локни саперы 92-го полка очистили уже целый ряд населенных пунктов. И везде прямо в спину им дышали местные фермеры. Поселки в руинах, но осталась земля-кормилица, а значит, жизнь здесь продолжится.
Однако очистка - дело не одного дня. Сначала производится инженерная разведка. Отступающие неонацисты оставили после себя много опасных сюрпризов. Например, разбросанные по полям и огородам клетчатые баулы с торчащими из них проводами - это не что иное как замаскированные мины. Наши специалисты подрывают их сбросами с коптеров, которые летят на предельно малой высоте, осматривая опасную зону. И только потом на поля выходят вереницы саперов с металлоискателями и начинается сплошное разминирование.
При осмотре колодцев, подвалов и разного рода углублений используется комплекс "Сфера" отечественной разработки. На длинном проводе в проем опускается шар-многогранник, через который на монитор, который держит в руках сапер, находящийся наверху, транслируется изображение. Таким безопасным образом было обнаружено много неприятных "гостинцев", - утверждает Топор.
Больше всего "гостинцев" - от наших бывших западных партнеров - стран НАТО. Часто здесь находят СВУ, сброшенные с дронов, переделанные под сбросы штатные боеприпасы и кассетные М70 и М46. Кстати, очень опасны кассетные мины "колокольчики" натовского образца, замаскированные под цоколь электрических лампочек. Саперы отмечают, что эти самые "колокольчики" заменили в курском приграничье кассетные мини-бомбы "лепестки", которыми ВСУ бомбили Донецк и Горловку в 2022 году.
- Но все-таки самые смертоносные - СВУ, самодельные взрывные устройства с детонаторами джониками, - признается командир роты саперов с позывным Лодырь. - В них используются электронные платы, которые программируются на различные виды замыкания. На встряску, на свет, на металл. Они очень опасны своей непредсказуемостью. Но мы парни прошаренные, приспосабливаемся и к таким сюрпризам.
А если все-таки взрывное устройство срабатывает в непосредственной близости от сапера?
- Очень хорошо показал себя противоосколочный костюм ОВР отечественного производства, который мы используем, - отвечает Лодырь. - Конечно же, вес не маленький - около 25 килограммов, но это практически стопроцентная защита от осколков и поражающих элементов. Бывали случаи, когда боец натыкался на осколочную заградительную мину ОЗМ-72, на армейском жаргоне - "Ведьма", в которой две с половиной тысячи осколков. И в итоге костюм спасал жизнь сапера, выдержав даже большие осколки на расстоянии 10 метров от взрыва.
Что касается металлоискателей, то саперы нахваливают хорошо показавшие себя отечественные ИМП-3, а также как замену им - надежные гражданские "Симплексы" иностранного производства.
А вот при осмотре домов специалисты больше надеются на свой опыт и визуальный осмотр, потому что любой металлоискатель здесь "орет" не переставая, реагируя буквально на все - на черепицу, трубы, кухонные принадлежности и прочие металлические изделия. Здесь особенно опасны растяжки. Также часто украинские боевики оставляют такую подлянку: взрывчатка закладывается в лампочку. Включил свет - взрыв. По словам Лодыря, когда после разминирования сюда войдут строители и начнут разбирать завалы, рядом с ними останутся дежурить бригады саперов, - на тот случай, если под обломками обнаружатся боеприпасы, чтобы сразу на месте их уничтожить.
Кстати, проводя разминирование, наши бойцы до сих пор время от времени натыкаются на неразорвавшиеся снаряды времен Великой Отечественной войны. И совершают их подрыв, чтобы потом случайно не сдетонировали. Так в одном месте пересеклись два эха двух войн.
Обучаются на сапера в Международном противоминном центре в Москве, а также в его Луганском филиале. Профессионализм, безопасность и надежность - самое важное в этой профессии. Не случайно среди подрывников преобладают люди спокойные, внимательные и рассудительные. Не изначально они были такими, подобный характер выкристаллизовывается годами. Хотя люди в батальоне все разные - и по гражданской профессии, и по возрасту - от 22 до 60 лет.
Лодырь - конечно же, никакой не лодырь, а самый что ни на есть трудяга. Но без юмора, в том числе и самоиронии, здесь никак. А еще никак без веры. Все бойцы уповают на помощь Божию.
- Сколько раз наступал прямо на "колокольчики", и они не взрывались под ногами. Чудеса! Иначе как помощью свыше этого не объяснишь, - признается Лодырь.
Вот сапер обнаруживает в одном из полуразрушенных зданий неразорвавшийся снаряд. Аккуратно закладывает сбоку тротиловую шашку и запаливает подрывной шнур. Теперь у нас есть 50 секунд, чтобы отбежать на безопасное расстояние, куда не долетят осколки и откуда можно производить съемку. Оглушительный взрыв, крыша словно в замедленной съемке взлетает на воздух, а затем оседает обратно, в небо воспаряют клубы густого черного дыма. Одним смертоносным "сюрпризом" меньше на многострадальной Курской земле.