«Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным»: об огненных рейсах и подвигах моряков
О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Часть 6. Памятник Морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
На пересечении улиц Светланской и Пушкинской во Владивостоке, с видом на бухту Золотой Рог, возвышается памятник, посвящённый морякам торгового флота, отдавшим свои жизни в годы Великой Отечественной войны. Этот монумент стал символом памяти о тех, кто, неся службу на гражданских судах, проявил героизм и самоотверженность, сопоставимые с подвигами военных моряков.
Три моряка
Памятник был торжественно открыт в ноябре 1967 года, в честь 50-летия Октябрьской революции и как дань памяти морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Инициатива установки монумента исходила от ветеранов морского флота и общественности Владивостока, стремившихся увековечить подвиг своих товарищей.
Скульптурная композиция представляет собой фигуры трех моряков. Капитан с поднятой рукой символизирует призыв к борьбе и стойкость духа. Прототипом капитана стал Георгий Мезенцев, в годы Великой Отечественной возглавлявший Дальневосточное морское пароходство. Матрос, поддерживающий раненого товарища, олицетворяет взаимовыручку и солидарность. Раненый моряк, несмотря на боль, продолжает смотреть вперёд, символизируя несгибаемую волю к победе.
На постаменте памятника установлены бронзовые плиты с названиями 25 кораблей Дальневосточного морского пароходства, погибших в годы войны. Имена членов их экипажей навечно выбиты в бронзе, напоминая о цене, которую заплатили эти люди за свободу и независимость Родины.
Юнги на защите Отечества
С началом Великой Отечественной войны перед советским торговым флотом встал тяжелый вызов. Уже в первые месяцы военных действий он понес колоссальные потери — десятки судов были потоплены, сотни опытных моряков погибли. Кроме прямых потерь, кадровый голод усугублялся за счет стремительного расширения флота: в морские порты Мурманска, Архангельска и на Дальний Восток поступали новые суда, переданные из других бассейнов страны, а также приобретённые по ленд-лизу из США. Всё это требовало срочного пополнения экипажей. Особенно остро ощущалась нехватка кочегаров, машинистов, матросов и других специалистов морского дела.
Ситуация усугублялась мобилизацией большого числа моряков торгового флота на фронт и на корабли Тихоокеанского военно-морского флота. В условиях острого дефицита трудовых ресурсов руководство страны решило пойти на неординарный шаг — привлечь на флот подростков-добровольцев. Инициатива, уже опробованная на Северном флоте, получила официальное одобрение 6 октября 1942 года, когда нарком Морского флота СССР дал разрешение на создание системы подготовки юнг — мальчиков в возрасте 12–15 лет.
Во Владивостоке организовали одну из таких школ. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) в кратчайшие сроки открыло курсы юнг, где мальчишек быстро обучали морскому делу. Заявлений было настолько много, что приемная буквально утопала в письмах. Дети приходили сами, порой едва достигнув 11 лет, и просили зачислить их хотя бы юнгами, лишь бы стать частью борьбы за Родину. Многие были сиротами или потеряли одного из родителей. Для них служба на флоте была не только делом чести, но и способом выжить.
Юнги, направляемые на военный флот, проходили обучение в специальном отряде на Соловецких островах и принимались с 15 лет. Численность каждого набора достигала 1,5 тысяч человек. На транспортные же суда нередко направляли мальчиков и младше — с 12 лет. Девочки допускались крайне редко, но такие случаи тоже были. В 1943–1944 годах ЦК ВЛКСМ организовал массовую мобилизацию молодежи для работы в заграничных и дальних плаваниях. Так, на станции Океанская, согласно данным Государственного архива Приморского края, через призывные пункты прошли 577 человек, из которых почти 300 были подростками. Перед отправкой на суда они проходили ускоренную подготовку в мореходных школах Владивостока, Находки, Раздольного, а также на практике — прямо на борту судов ДВГМП в течение 1–2 месяцев.
После этого мальчишки сразу включались в рабочий процесс. Несмотря на возраст, они быстро осваивались в новых условиях и порой становились незаменимыми членами экипажа, заменяя ушедших на фронт профессиональных моряков. Кочегарские вахты, дежурства у штурвала, сигнальная служба, камбуз, артиллерийские расчеты — повсюду, где требовалась помощь, стояли юнги. Морская жизнь со всей её суровостью — постоянная работа, строгая дисциплина, опасности — закаляла этих подростков, превращая их в настоящих моряков.
По данным на 1 декабря 1944 года, согласно отчету ДВМП, в составе флота насчитывалось 154 судна. Всего в экипажах, включая военных моряков, служило 8685 человек. Из них 356 были юнгами, а 272 — учениками, проходившими практику.
Многие из тех, кто прошёл через ад военных рейсов, вспоминали свою юность на флоте как момент перелома, когда в 12–14 лет они навсегда попрощались с детством.
Отрывок из книги "Огненные рейсы" ветерана ДВМП Георгия Руднева:
- В дни войны с Японией я, шестнадцатилетний мальчишка, — рассказывает Б. В. Савченко, — работал матросом на пароходе «Туркмен» Дальневосточного госморпароходства. Для доставки десанта к острову Шумшу в период Курильской десантной операции в середине августа 1945 года были созданы отряды кораблей Тихоокеанского флота, куда входили и суда торгового флота. В числе их был и пароход «Туркмен». Ранним утром к берегу направились суда с главными силами десанта. Японские доты и дзоты встретили их сильным огнем. Наши корабли всю мощь артиллерийского огня сосредоточили на береговые батареи и на советский танкер «Мариуполь», который затонул в этом районе в 1943 году и являлся одним из главных опорных пунктов врага. На палубе этого танкера японцы установили батареи, но первые же залпы наших десантных кораблей и батарей мыса Лопатка уничтожили эти огневые точки. Экипажи кораблей и торговых судов делали все возможное, чтобы ускорить высадку войск и выгрузку боевой техники. В числе команды одной из судовых шлюпок «Туркмена», - продолжает Б. Савченко, - я участвовал в транспортировке на берег боевой техники и боеприпасов. У берега горели четыре десантные баржи. Как только шлюпки ткнулись в берег, мы побежали вытаскивать и относить в шлюпки раненых и обгоревших советских солдат и направлять их на борт «Туркмена», где в кают-компании был развернут лазарет. Позднее капитан парохода «Туркмен» Н. Г. Кулик сказал Борису Савченко, что он представлен к награждению орденом Красной Звезды».
Но путь был не только героическим, но и трагическим. Во время войны 25 судов Дальневосточного пароходства были уничтожены вражескими минами, подводными лодками, авиацией. Погибло более 400 моряков, из них 59 юнг. Они стали символом мужества не по возрасту и стойкости духа, которая соперничала со взрослой.
После Победы уцелевшие юнги вернулись к мирной жизни. Многие из них продолжили службу, окончив мореходные училища и став капитанами, штурманами, механиками, связистами. Их судьбы стали живыми страницами истории морской доблести и мужества, когда дети становились вровень со взрослыми и плечом к плечу несли на себе ношу войны.
Здесь живет память
Памятник морякам торгового флота во Владивостоке стал местом проведения памятных мероприятий, встреч ветеранов, уроков мужества для молодёжи. Он напоминает о том, что героизм проявляется не только на передовой, но и в повседневной работе, требующей отваги и самоотверженности.
Монумент является объектом культурного наследия и охраняется государством. Его образ включён в учебные материалы и туристические маршруты, способствуя сохранению исторической памяти и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Что говорит нам памятник? «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным» (Игорь Шаферан).
Фото - Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы В Великой Отечественной войне.
Часть 1. Как "Приморский комсомолец" до Берлина дошел
Часть 2. Мария Цуканова: история невероятного мужества
Часть 3. О чем помнит пушка Канэ: подвигам артиллеристов ТОФ посвящается
Часть 4. Та самая «Молодая гвардия»: памятник Олегу Кошевому во Владивостоке
Часть 5. «Форсирую пролив», и больше ничего: как пал последний советский корабль во Второй мировой войне