Брюссель сколачивает собственную армию, Украину примут в Евросоюз «на мясо»

При охлаждении отношений с Вашингтоном, в Европейском союзе лихорадочно проводится анализ угроз, которым Брюсселю придётся противостоять в одиночку.

Брюссель сколачивает собственную армию, Украину примут в Евросоюз «на мясо»
© Свободная пресса

Анализ не отличается последовательностью, логикой и координацией выводов, к которым приходят различные независимые источники. В результате возникает разноголосица, нередко порождающая неопределённость и панику, отсутствует краткосрочный прогноз (не говоря о стратегическом предвидении), взвешенное целеполагание и планирование на обозримую перспективу.

Ситуация развивается в полном соответствии с русской пословицей: «И хочется и колется, и болит, и мамка не велит». В роли «коллективной» матушки выступают ресурсные ограничения и прижимистые финансисты ЕС, оппозиционные правые и левые партии государств-членов и кандидатов, некоторые здравомыслящие страны (Венгрия, Словакия), выступающие против политики нынешних лидеров ЕС, а также Австрия, Болгария и другие государства, склоняющиеся к развитию стратегических отношений с Россией и Китаем.

Анализ показывает, что ЕС сталкивается с множеством разнородных угроз (заметим, что часть из них носит явно надуманный характер), которые можно разделить на несколько ключевых категорий:

Во-первых, это прокси-война на Украине, которую европейцы упорно поддерживают, создающая риски эскалации, включая предполагаемые гибридные боевые действия против ЕС (кибератаки, дезинформация, саботаж).

Во-вторых, напряжённость на Западных Балканах (Косово, Босния), усиливающая угрозы новых конфликтов и миграционных кризисов из-за войн и нестабильности в Африке, на Ближнем Востоке.

В-третьих, в ЕС осознают свою экономическую зависимость от Китая и опасаются возможного использования Пекином широкого комплекса инструментов влияния, включая инвестиции, усиление контроля над критической инфраструктурой.

Наконец, источниками угроз считаются шпионаж и технологическое давление, терроризм и организованная преступность, рост хакерства и наркотрафика.

Внутренними угрозами являются рост популизма – протесты правых и левых партий в Германии, Франции, Италии подрывают единство ЕС. Раскол сообщества, рост евроскептицизма наносят ущерб единству ЕС (например, Венгрия, Словакия и Польша выступают с критикой внешней и внутренней политики Брюсселя).

Угрожающий размах приобретают внутриэкономические риски, связанные с замедлением промышленного роста из-за высоких цен на энергоносители, утечки «мозгов», перебазирования промышленных предприятий за океан, высокой инфляцией и растущей энергозависимостью. Расширяется разрыв между Севером и Югом (например, долговой кризис в Греции может повториться).

Наконец, усиливаются социальные проблемы – старение населения, миграционные кризисы, рост социального неравенства. Активизируются национальные протесты против политики ЕС (фермеры, «жёлтые жилеты»). На отдельную категорию угроз, якобы исходящих от России, указывают политики – это якобы кибератаки и дезинформация, вмешательство в выборы через фейки и пропаганду.

Ряд угроз увязывают с изменениями климата, что влечёт за собой учащение экстремальных погодных явлений (наводнения, пожары), создающие проблемы экономике. Идёт постоянная деградация окружающей среды, повышаются риски новых пандемий. Негативное влияние перемен климата на другие части мира ведет к нарушению в торговых маршрутах и разрушительно действуют на глобальные цепочки поставок ресурсов в страны ЕС.

Кроме того, растёт зависимость промышленности от редкоземельных металлов, что подталкивает на уступки ряду стран, обладающих необходимыми ресурсами: Сербии, Китаю, африканским государствам, провоцирует ЕС на авантюристические действия на Украине с целью получить доступ к залежам полезных ископаемых.

Таким образом, Брюссель пытается формировать политику с учётом нестабильности на восточных границах (заметим, спровоцированной действиями самого ЕС и консолидированного Запада), гибридных угроз, внутреннего раскола, военных и экономических вызовов.

Для противодействия ЕС усиливает оборонную интеграцию, ужесточает миграционную политику и развивает кибербезопасность, но внутренние разногласия остаются слабым местом.

В обозримой перспективе Евросоюз в целом не склонен менять подход к украинскому конфликту. Характерно, что политические элиты и СМИ Германии, Франции продолжают, как и прежде, игнорировать реальное положение дел, поддерживая среди населения иллюзию возможности возвращения к докризисному статус-кво. Сложившаяся ситуация представляет собой тупик, выход из которого в текущих условиях без радикальной смены курса представляется затруднительным, а то и невозможным.

Евросоюз под предлогом надуманной российской угрозы активно развивает приоритетные программы, направленные на подготовку к ведению как «конвенциональной», так и гибридной войны, радикально усиливает киберзащиту, логистику и наращивает совместные закупки вооружений при одновременном курсе на снижение зависимости от США и НАТО и повышение координации между странами.

Основные инициативы в военной сфере включают:

1. Общую политику безопасности и обороны с целью координации оборонных усилий ЕС, развития способности проводить операции миротворцев и по кризисному реагированию. Создан ряд специализированных структур: военный штаб ЕС (EUMS) – планирование операций; Европейское оборонное агентство (EDA) – развитие совместных военных технологий. Осуществляются совместные миссии, среди которых борьба с сомалийскими пиратами (EUNAVFOR Atalanta), подготовка военных из Мали.

2. Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO) – специальная программа государств-членов ЕС. PESCO 13 ноября 2017 г. подписали 23 из 28 государств-членов ЕС. Считается, что PESCO не будет противопоставляться НАТО, но призвана «укрепить европейский столп внутри блока».

Сегодня в углублённой интеграции оборонных проектов участвуют 25 стран ЕС (кроме Дании и Мальты). Ключевые проекты PESCO в 2024-2025гг.: Eurodrone – европейский БПЛА (разработка Airbus, Dassault, Leonardo); Европейская система боевого управления (EC2, рассчитанная на повышение совместимости войск НАТО и ЕС), EU Cyber Defence Policy – защита от кибератак, а также медицинский командный центр – поддержка в кризисах.

Финансирование осуществляет Фонд Европейского оборонного союза (EDF), бюджет: €8 млрд (2021–2027). Средства направляются на реализацию военных программ и инициатив: разработку новых вооружений (истребители 6-го поколения FCAS, танк MGCS), киберзащиту и искусственный интеллект для обороны. С целью быстрой переброски войск и техники к границам России выдвинуты инициативы «Военная мобильность» и «Инфраструктура», ремонтируются автодороги и железнодорожные пути, улучшается логистики.

Кроме того, так называемый «Европейский мирный фонд» (EPF) с бюджетом €12 млрд (2021–2027) финансирует поставки оружия Украине (€6,1 млрд на 2024 г.), оказывает поддержку армиям Молдавии, Грузии, ряда стран Африки.

В течение многих лет приоритетна тема – создание единой «Европейской армии», которой пока не существует, но предпринимаются шаги к интеграции военных сил – в частности, формируются «Боевые группы ЕС» (EU Battlegroups) – 1500 солдат от разных стран. Планом на 2025-2030 гг. намечено увеличение численности сил быстрого реагирования до 5000 военных, а также наращивание совместных закупок вооружений.

Размах военных приготовлений ЕС позволяет предположить, что возможное вступление Украины в Евросоюз с течением времени обеспечит её участие в направленном против России консолидированном военно-политическом блоке, поддерживающем тесные связи с НАТО. Поэтому сегодняшние заверения, что, мол, Украине в альянсе не бывать, скорее всего, маскировка для её втягивания в военные структуры Запада.

Такой же завесой истинных антироссийских, а в целом глобалистских планов Запада, служат обещания принять в Евросоюз ещё около 20 государств, пока числящихся официальными или потенциальными кандидатами: от Сербии, Косово, Грузии, Молдавии до Чили, Турции и ЮАР.

Дальнейшему развитию военных программ ЕС пока препятствуют следующие факторы: зависимость от НАТО, поскольку 80% военных затрат ЕС всё ещё завязаны на кооперацию с США; разногласия между странами (Франция выступает за автономию, Польша/Прибалтика – за возможно более тесную связь с альянсом); проблемы финансирования (только 6 стран ЕС тратят 2% ВВП на оборону, что соответствует нормам, которые, кстати, Вашингтон требует повысить до 5%).

Именно вопросы финансирования займут центральное место на предстоящем саммите НАТО, который пройдёт с 24 по 26 июня 2025 года в Гааге. Таким образом, ЕС усиливает военную интеграцию с целью превращения экономического союза в современный военно-политический блок с потенциально глобальным охватом, но до самостоятельности в военной сфере ещё далеко. Еврокомиссия запустила амбициозный план ReArm Europe Plan/Readiness 2030, который был представлен в марте этого года и направлен на мобилизацию 800 млрд евро (примерно 872 млрд долларов) для укрепления обороноспособности континента.

Планируется снизить зависимость от критически важных американских противолодочных самолетов и воздушных танкеров, от высотных БПЛА с большой дальностью полёта, дальнобойных систем ПВО и РСЗО, от многих типов высокоточных боеприпасов производства США, таких как ракеты классов «воздух-воздух», «земля-воздух», «земля-земля», а также противорадиационных.

Для движения в сторону большей независимости от США бюджет EDF на 2025 г. доведен в общей сложности до 1,65 млрд евро. В 2024-м он составил 1,263 млрд евро, а на программы военной мобильности было выделено 286 миллионов.

Основные статьи бюджета-2025:

– ведение совместного сухопутного боя: 192 млн евро на технологии противодействия артиллерийскому обстрелу, перспективные модульные многофункциональные наземные платформы, ракеты "воздух-земля", боеприпасы массового поражения на базе БПЛА;

– космос: 115 млн евро на орбитальные операции и группировки ИСЗ для разведки, наблюдения и рекогносцировки;

– авиация: 103 млн евро на решение задач совместного воздушного боя и улучшение оборудования кабины пилота;

– силовые установки: 93 млн евро на двигатели для вертолетов нового поколения и морских судов;

– подводное вооружение: 45 млн евро на противолодочную оборону;

– РЛС и инфракрасные детекторы: 58,5 млн евро;

– защита сил и мобильность: 35 млн евро на полноразмерные демонстраторы систем солдата следующего поколения.

Таким образом, главные приоритеты – создание структур связи, разведки и военного управления, киберзащита, логистика и совместные закупки вооружений. Однако даже ускоренная работа по достижению указанных и некоторых других приоритетов потребует значительного времени и крупных финансовых вливаний.

Дело в том, что опора на американские технологии и военную инфраструктуру, на возможности командно-штабной структуры НАТО, глубоко укоренилась в европейских оборонных стратегиях на протяжении десятилетий, что делает любой сдвиг в сторону независимости сложным, дорогостоящим и трудоемким предприятием. Оно потребует долгосрочных обязательств по инновациям, промышленному расширению, набору в армию и стратегическому образованию кадров. Без всеобъемлющего и прагматичного подхода видение независимых европейских оборонных сил останется скорее стремлением, чем реальностью.