«Форсирую пролив», и больше ничего: как пал последний советский корабль во Второй мировой войне

О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы В Великой Отечественной войне. Часть 5: Памятник героям-подводникам подлодки Л-19, погибшим в бою 1945 г.

«Форсирую пролив», и больше ничего: как пал последний советский корабль во Второй мировой войне
© Deita.ru

Одна фраза и далее исчезновение: как погиб последний советский корабль во Второй мировой войне, что случилось в те дни, и какое сооружение увековечило память героев-подводников во Владивостоке – в материале ИА DEITA.RU.

Речь идёт о подводном минном заградителе XIII серии подводной лодке Л-19. Детали этой подводной лодки сделали в Ленинграде на исходе декабря 1935 года на Балтийском заводе. Уже в следующем году секции этой подводной лодки перевезли на Дальний Восток, где на Дальзаводе во Владивостоке была проведена её сборка. Подводная лодка Л-19 была спущена на воду в конце мая 1938 года, а через полтора года, в начале ноября 1939 года, она вошла в состав Тихоокеанского флота. В мае 1944 года на подводной лодке появилась новая её команда.

Известно, что Л-19 находилась в составе второго дивизиона первой бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Улисс, в начале боевых действий против Японии. Завершающим месяцем для Л-19 стал август 1945 года.

19 августа подводная лодка направилась на позицию к японскому порту Румой, что на северо-западном побережье острова Хоккайдо. Экипажу подводной лодки была поставлена задача разведки подходов к порту Румой в рамках подготовки к высадке советских войск на территории Японии. Если вражеские боевые корабли появились бы в том районе, их нужно было атаковать. Л-19 заняла обозначенный район в послеполуденное время 21 августа. Экипаж действовал под командованием капитана 3 ранга А. С. Кононенко, и доложил о потоплении одного транспортного средства и повреждении второго. Известно, что утром 22 августа 1945 года подводная лодка торпедировала вспомогательную канонерскую лодку «Shinko Maru №-2». При этом судно оставалось на плаву какое-то время, а спустя 4 часа оно выбросилось на набережную порта Румой. Тем временем Л-19 нашла следующую свою цель – пароход «Taito Maru», который преследовала более 5 часов, ведя при этом огонь из орудия. Пароход был потоплен торпедами в 6 милях от Румой.

Далее, уже вечером 22 августа, подводная лодка получила задание форсировать пролив Лаперуза для действий в заливе Анива на подходах к Отомари. Получение приказа было подтверждено, однако Л-19 более на связь не выходила и уже не вернулась на базу.

«Форсирую пролив Лаперуза...», – последнее сообщение с подводной лодки Л-19. Предполагается, что судно могло подорваться на японской мине, либо затонуть из-за шторма.

Л-19 стала последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во время Второй Мировой войны. На Л-19 находилось более 60 человек.

Экипажу подводной лодки Л-19 был установлен памятник во Владивостоке. С инициативой об установке памятника выступили комсомольцы 40-й дивизии подводных лодок в 1959 году. Проект памятника разработал инженер-капитан Г. Д. Боярских. Памятник выполнен в виде макета рубки подводной лодки Л-19, выполненного из металла в натуральную величину. Обелиск увенчан пятиконечной звездой, на его лицевой стороне укреплена мемориальная доска из белого металла с текстом: «Слава героям-подводникам, павшим в боях за свободу и независимость Родины». Площадка, на которой стоит памятник, с тыловой стороны обрамлена полукруглым бетонным парапетом. Сейчас памятник находится в бухте Улисс, на улице Героев-тихоокеанцев во Владивостоке.

Спустя 60 лет с момента гибели подводной лодки Л-19, в августе 2005 года, в проливе Лаперуза проводились исследования, для которых было задействовано парусное научно-поисковое судно «Искра». Однако найти подводную лодку Л-19 не удалось. Уже в 2007 году появилась информация, якобы Л-19 удалось обнаружить в 20 милях западнее мыса Крильон на юге Сахалина на глубине порядка ста метров. Однако достоверного подтверждения обнаружения корпуса подлодки Л-19 пока не имеется.

Каждый год в День Победы, 9 мая, у памятника экипажу подводной лодки Л-19 проводится ритуал коленопреклонения, приезжают родственники погибших моряков-подводников, чтобы почтить их память.

Всего за годы Великой Отечественной подводные силы нашей страны потеряли 102 подлодки, в том числе 46 на Балтийском море, 28 - на Чёрном море, 23 на Северном Ледовитом океане и 5 субмарин на Тихом океане...

О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы В Великой Отечественной войне.

Часть 1. Как "Приморский комсомолец" до Берлина дошел

Часть 2. Мария Цуканова: история невероятного мужества

Часть 3. О чем помнит пушка Канэ: подвигам артиллеристов ТОФ посвящается

Часть 4. Та самая «Молодая гвардия»: памятник Олегу Кошевому во Владивостоке