Командир отряда "Шторм" Декстер: Нет плохого солдата - есть плохой командир

Владимир Николаевич - уроженец шахтерского городка под Донецком, на своей малой родине окончил школу и металлургический техникум. Сердце кровью обливалось, когда слышал об артиллерийских налетах по мирным городам Донбасса. С объявлением специальной военной операции понял, что скоро настанет и его черед взять в руки автомат.

Командир отряда "Шторм" Декстер: Нет плохого солдата - есть плохой командир
© Российская Газета

Первый бой, он трудный самый

Работал техником по эксплуатации зданий и сооружений московского НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского, повестки не дождался, сам отправился в пункт отбора по контракту и вскоре был направлен на полигон под Волгоград, получил распределение на должность наводчика бронетранспортера в отряд "Шторм" мотострелкового полка 18-й общевойсковой армии.

"Предстоит решать сложные задачи, которые будет ставить перед нами командование, - выступал перед личным составом командир отряда офицер с позывным Клим. - Сейчас необходимо сосредоточиться на самом простом и самом важном: повысить выносливость, научиться стрелять из любого положения, в любых условиях, из всех видов оружия. Эти навыки - первооснова успеха в бою".

Приехав к месту временной дислокации, сразу стали врываться в землю, один за другим возводить блиндажи, ходы сообщений, перекрытые щели, подземные склады для боеприпасов и имущества. Придумывать себе позывные. Владимир Николаевич для всех стал Антиком: вспомнилась юность, когда выступал против сомнительных предприятий дворовых приятелей. На службе тоже выступал антиподом некоторым сослуживцам, останавливая от необдуманных поступков. Своей рассудительностью снискал уважение у командования, получил повышение - стал командиром отделения, принялся организовывать несение службы на постах вдоль дороги, ведущей к передовой.

7 августа 2023 года пришел приказ ликвидировать вклинение группы противника близ села Казачьи Лагери Алешкинского района Херсонской области. Когда ехали на БТРе по населенному пункту, местные махали руками, приветствовали.

Не доезжая винзавода, спешились, спрятались в недостроенной пятиэтажке, по которой тут же стал работать вражеский 120-мм миномет. Первый артиллерийский обстрел, первые потрясения… С наступлением сумерек преодолели оставшиеся два километра, рассредоточившись по позициям, приготовились к отражению атаки.

"Со своими бойцами занял блиндаж на окраине села, в 300 метрах от двух наших "укрепов", - вспоминает Антик. - На следующий день появляется Клим и сообщает: там "немцы" - до 20 бандеровцев".

Приняли решение идти на штурм. Двигались скрытно, по окопам. Когда они закончились, выглянули из-за дорожной насыпи и увидели группу пехоты на перекрестке, форма НАТО, желтые повязки. Гранатометчик с позывным Близнец тут же взвел РПГ-18 и вдарил по противнику. Угодил прямо в бетонный "стакан", вокруг которого стояли фашисты.

Но враг оказался не так прост. Внезапно с двух сторон, из "лисьей норы" и "укрепа", по штурмовикам заработали пулеметы, о существовании которых никто не предполагал. Пришлось откатиться назад, отбиваясь еще и от "птички" сверху. Из-за "сбросов" появились первые раненые…

Поворот на лодочную станцию штурмовики держали две недели. В лесу на побережье оказалось много мин, замаскированных перекрытых щелей, из которых противник вел прицельный огонь.

С боевым крещением!

Когда прошла ротация и вернулись в лагерь, Антик три дня ни с кем не разговаривал. Не иначе как божье проведение уберегло, когда по команде старшего из ячейки Аслана переметнулся по "открытке" в свободную ячейку, а в оставленную через несколько минут угодила мина… Думал о раненых, которых по ночам выносил на точку эвакуации. На всю жизнь запомнил, как штурмовик с позывным Бес, простой мужик лет 50-ти, совершил подвиг: закрыл своим телом товарища с позывным Кома, защитив его от "ВОГов" (выстрел осколочный гранатометный - прим. "РГ"), сброшенных с БПЛА…

В блиндаже чувствовалась нехватка товарищей, спальные места Скифа, Богомола, Чиги пустовали - ребята находились в госпитале. Лица раненых и погибших всплывали в сознании, стоило только прилечь и закрыть глаза. Сложно было мириться с тем, что и собственная жизнь висела на волоске, что некоторых боевых товарищей, с которыми делил трудности и радости армейской службы, больше нет…

С той поры прошло полтора года. За вклад в выполнение боевой задачи Владимир Николаевич удостоен государственной награды - медали Суворова.

"Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что испытания личный состав прошел успешно. И заслуга в этом командира Клима, который с первых дней формирования подразделения морально и физически готовил солдат к защите Родины с оружием в руках, - считает Антик. - Он сам выезжал на задачи, находился в боевых порядках, и это, конечно, заряжало, мотивировало штурмовиков".

Когда после ранений и контузии Клима, его заместителя Сармата отправили в госпиталь, исполнять обязанности командира отряда "Шторм" назначили офицера с позывным Декстер, успевшего получить опыт командования мотострелковой ротой, штабом батальона. Как и предыдущий командир, Декстер с первых дней вступления в должность постоянно находился на передовой, изучал участок обороны, вникал в обстановку, разбирался, как эффективнее справиться с выполнением боевых задач.

Антик в тот период был назначен помощником начальника штаба. "Ты знаешь, как непросто на позициях. Понимаешь, что мы одна семья. Тебе не нужно объяснять, что за каждой буквой, за каждой цифрой - судьбы боевых товарищей, - напутствовал Декстер. - Еще попрошу тебя руководствоваться в работе одной простой истиной: нет плохого солдата - есть плохой командир".

Через тернии к звездам

Однажды группа штурмовиков во главе с Антиком выехала на очередное задание. Около половины третьего ночи бронированная "буханка" подхватила мину-"магнитку", приняла на себя взрывную волну с осколками, никто не пострадал, но машина вышла из строя. Уже на другом автомобиле прибыли к месту высадки. Стояла задача доставить на остров провизию, боекомплект, радиостанции, найти и нейтрализовать высадившихся там вэсэушников.

Из-за "грязного" воздуха (когда непрерывно висят разведывательные БПЛА противника, - прим. авт.) переправиться на остров сходу не получилось. Попали под обстрел, один боец получил ранение. Пришлось ждать удобного случая, чтобы его эвакуировать и незамеченными пройти на другую, резервную переправу, доставить туда надувную лодку, подготовленную специальным образом.

"Этот секрет мы подсмотрели в пабликах у бандеровцев, - вспоминает Антик. - Если вместо воздуха в надувную лодку закачать полиуретан, грузоподъемность и стойкость лодки к повреждениям возрастают в разы!".

В итоге терпение, осторожность и военная смекалка дали результат: переплыв на "вспененной" лодке протоку, штурмовики укрылись под редкими деревьями и антидроновыми пончо. Снова стали ждать благоприятного момента, когда произойдет заминка в "карусели" (смене одного дрона другим, прилетевшем с подзарядки, - прим. "РГ").

Несмотря на контроль за небом противника, задача в итоге была выполнена. В той операции Антик получил осколочное ранение в ногу, был эвакуирован, сейчас на излечении.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Владимир Николаевич награжден медалью "За отвагу", назначен на вышестоящую должность с присвоением первичного офицерского звания.

Так держать!