Институты здравоохранения США ограничили доступ к базам данных для ряда стран

Обновлено в 14:45

Институты здравоохранения США ограничили доступ к базам данных для ряда стран
© BFM.RU

Национальные институты здравоохранения США ограничили доступ к своим базам данных для исследователей из ряда стран, говорится в заявлении организации.

Запрет распространяется на научные учреждения из России, Китая, Ирана, КНДР, Венесуэлы и Кубы. В закрытых базах данных хранится информация о гражданах США, страдающих наркоманией и алкоголизмом, а также имеющих психические и другие заболевания, включая болезни Паркинсона и Альцгеймера.

Среди заблокированных ресурсов наибольшую ценность для научного сообщества представляла база Национального института рака США, содержащая статистику по онкологическим заболеваниям во всех штатах.

Указ подписал еще экс-президент США Джо Байден в феврале 2024 года для закрытия доступа к медико-генетическим данным американцев для «стран, вызывающих беспокойство».

Комментирует кандидат медицинских наук, гендиректор компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков:

— Вклад в эти базы данных вносили разные мировые акторы, в том числе российские. Я сейчас говорю не только об этой конкретной базе, но и о других базах, потому что баз, связанных с молекулярной биологией, с генетикой, с медициной, довольно много, и пользуются ими повсеместно. Огромное количество специалистов, можно сказать, что все специалисты, кто более-менее на мировом уровне работает. По всей видимости, речь может зайти о других базах данных, это будет очень большим ударом. Другое дело, что все равно обходные пути останутся — VPN, подмена IP-адресов и прочее, все равно будут пользоваться. Другое дело, что вносить значимый вклад, загружать собственные данные в некоторые базы данных станет гораздо сложнее. Если мы говорим особенно о редких заболеваниях, да и не только о редких, то для того чтобы подобрать ключи, например, к диагностике, лечению заболевания, оптимизировать процессы, каждый нюанс имеет большое значение, и рано или поздно эти значимые факторы можно выявлять и использовать для оптимизации алгоритмов лечения, диагностики, реабилитации и прочее. Не давая возможность многим, в том числе огромному количеству сторонних исследователей и профессионалов ее анализировать, мы очень сильно теряем возможности найти вот эти ключи к оптимизации лечения и диагностики. И что очень важно — базы должны быть международные. Это сильно улучшает их эффективность — кстати, экономическую тоже.

— Это приведет к удорожанию лекарств, производства, разработки?

— В целом да, но какого-то конкретного, может, и нет.

Комментирует заведующий отделением Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Павел Трахтман:

Павел Трахтман заведующий отделением Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева «Нужно понимать, что базы Национального института здоровья (NIH), к которому относится в том числе и Национальный институт рака, — это крупнейшие депозитарии по хранению исследовательских научных данных. И, конечно, доступ к ним всегда был очень важен и нужен, потому что он облегчал работу исследователей здесь: можно было посмотреть, что уже сделано, и не повторять эти исследования еще раз. Конечно же, медицинская наука в России из-за этого не остановится, но это дополнительное затруднение. Мы тоже пользовались данными, которые расположены в этой базе, более того, мы и свои данные туда иногда предоставляли и оттуда данные запрашивали какие-то, когда нам нужно было провести исследование. Это очень жалко, как мне кажется, не очень справедливо, ну вот такова сейчас геополитика. Понятно, что какие-то возможные пути взаимодействия останутся в рамках кооперативных исследований. Ведь важно понимать, что сейчас очень сложно вести исследовательскую работу внутри одного института, а даже зачастую внутри одной страны. Создать что-то подобное быстро не получится».

В начальной редакции документа Минюст США запрещал только использование базы данных в коммерческих целях. Также американским ученым разрешался обмен информацией с коллегами из-за рубежа на безвозмездной основе.