Наказать Китай: эксперты назвали причины рекордного бюджета Пентагона
Президент США Дональд Трамп объявил, что его администрация подготовила проект крупнейшего за всю историю США военного бюджета в $1 трлн. Для сравнения, до СВО российский оборонный бюджет в пересчете на доллары составлял порядка $50 млрд. Эксперты рассказали «МК», на что будут потрачены эти огромные средства.

«Я горжусь тем, что это будет самый крупный бюджет, который мы когда-либо выделяли на военные нужды», — заявил Трамп.
Напомним, бывший президент США Джо Байден утвердил оборонный бюджет на 2024-й финансовый год в размере $895 млрд.
По словам политолога-американиста Малека Дудакова, в США каждый год военный бюджет достигает рекордных значений, поскольку его регулярно индексируют из-за инфляции.
- Например, предыдущий военный бюджет составлял примерно 900 миллиардов долларов, и в этом году планируется его увеличение на 90–100 миллиардов долларов. Для кого-то эти цифры могут казаться огромными, однако стоит отметить, что в последние годы, а именно в 2023-м, 2024-м и 2025-м годах, индексация военного бюджета была незначительной – всего несколько процентов.
Пентагон постоянно выражал недовольство по поводу недостатка финансирования, указывая на необходимость повышения зарплат военнослужащим и увеличения расходов на закупку вооружения. В то же время Конгресс стремился экономить, ограничивая выделение новых ассигнований. Поэтому в этом году было принято решение закрыть старые финансовые «гештальты» и значительно увеличить бюджет, чтобы упростить процесс закупки вооружений и решить проблемы с дефицитом новобранцев. В США действительно наблюдается кризис, связанный с нехваткой людей, готовых служить в вооруженных силах.
Таким образом, большая часть нового финансирования пойдет на социальные выплаты и зарплаты военнослужащим, а также на закупку новых вооружений. Однако, скорее всего, Пентагон продолжит жаловаться на недостаток средств, даже несмотря на это увеличение. В будущем, вероятно, индексация бюджета снова будет незначительной – на уровне одного-двух процентов в год. Это увеличение на 100 миллиардов долларов, запланированное на этот год, должно компенсировать нехватку финансирования, сложившуюся за предыдущие три года.
Руководитель Центра политико-экономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что заветный триллион пойдет на закупку оружия.
- Это не шутка или абстракция. Трамп предпринимает шаги в торговой политике, которые наносят удар по многим крупным собственникам и широким слоям населения. Его действия болезненны для всех.
Недавнее резкое увеличение военного бюджета после его анонсированного сокращения на 40% выглядит странно, особенно учитывая, что большая часть этих расходов крайне неэффективна. Вооружение, которое закупается, зачастую не соответствует требованиям современной войны. Здесь, безусловно, нужна ревизия всего оборонного заказа и пересмотр стратегии закупок. Например, стоит приостановить закупку танков «Абрамс», пока не появится новый боевой танк, который будет не только живучим, но и адаптированным к климатическим условиям, способным действовать без обильной технической поддержки.
Но Трамп не Пётр Первый, которому все подданные должны беспрекословно подчиняться. Он не может просто требовать лояльности, ему нужно её покупать. Поэтому он будет финансировать тех, кто производит в Соединённых Штатах, а также тех, кто имеет возможность производить в Мексике. Трамп активно налаживает контакты с латиноамериканцами, работающими в своих странах, и именно поэтому тарифы на товары из Латинской Америки выглядят смешными.
Например, 10% пошлины для Бразилии — это не 46% пошлины для Вьетнама, который ещё недавно считался почти союзником США. Разница колоссальна. Этот военный бюджет, по всей видимости, стоит рассматривать как подкуп американского военно-промышленного комплекса.
- Эта закупка оружия может свидетельствовать о подготовке к какой-то войне, допустим, с Китаем?
- Да, эскалация неизбежна. Трамп осознает, что разгон военного сектора — это оптимальное решение для стимулирования экономики. Судя по хаотичным и противоречивым заявлениям за последние месяцы, в первые сто дней своего президентства, он, как обычно, дёргает за рычаги в экономике. Дёргает за один — слышно лишь гудение, дёргает за другой — появляется эффект. Методом проб и ошибок он вышел на новый баланс в экономической и внешней политике.
Этот баланс складывается из жёсткого протекционизма с одной стороны и необычайной щедрости по отношению к тем, кто закупает и продаёт оружие. Трамп, похоже, намерен сохранить и развить военный сектор, несмотря на сопротивление генералов. Он не готов ломать это сопротивление, а, скорее, ищет компромиссы, в том числе под давлением угрозы со стороны Китая.
- Эксперты отмечают, что акцент делается на морских вооружениях.
- Это связано с огромным потреблением металла и труда. Авианосцы утрачивают свою значимость в условиях современного ракетного оружия, а крупные эсминцы становятся сложными в использовании. Но их производство требует колоссальных усилий, в частности, от сварщиков, и приводит к повышенному потреблению энергии и руды — а это, в свою очередь, мощные стимулы для экономики.
Скорее всего, Трамп сохранит или даже расширит сухопутные войска, а также будет развивать беспилотную авиацию, что поможет возродить микроэлектронику в США. Его противостояние с Китаем будет жёстким и последовательным. Это подтверждает его реакция на ответное повышение Пекином пошлин на американские товары.
Китай ответил повышением своих пошлин и зеркальными мерами, добавив 10% на сельхозпродукцию из США. Это говорит о том, что в Пекине отлично понимают, что Трамп нацелен на жесткое давление, и никакие асимметричные меры здесь не помогут. Обе стороны осознают, что эскалация неизбежна. Для Трампа угроза Китая — это еще и способ прикрыть болезненную экономическую политику и обеспечить дополнительные средства на военные нужды.